Неподалеку от одноименной ж/д станции, что располагалась на Самаро-Златоустовской железной дороге, в начале 20 века находилась (и до сих пор там находится) башкирская деревня Яхья (Яхъя), куда в 1910 году проездом заезжает знаменитый фотограф С. М. Прокудин-Горский и делает ряд исторических снимков, которые впоследствии станут международно-известными, а оригиналы негативов сохранит в своих архивах Библиотека Конгресса США, где по сей день они и хранятся.
Некоторые фотографии получаются настолько насыщенными красками, настолько живыми, что кажется, будто это сфотографировано на современное оборудование.
Впечатленные журналисты современности не раз копались в истории и даже посещали эту деревню, в надежде хоть что-то узнать в судьбе этих мест, строений, а так же людей, запечатленных на снимках. И пусть миновало уже более века, и информацию приходилось собирать по крупицам, но все же малую долю информации получить удалось, пусть и не обширную.
Ввиду скудности полученных данных, много о деревне рассказать не получится. Но давайте просто заглянем на век с небольшим назад и полюбуемся той башкирской деревней, через фотографии С. М. Прокудина-Горского ставшей известной во всем мире. А там, где я смогу прокомментировать и дать какую-нибудь информацию, постараюсь это сделать.
Итак, поехали.
Республика Башкортостан, Салаватский район, ж/д станция Яхья (ныне Яхино), аккурат посреди между Уфой (западнее) и Златоустом (восточнее).
Начинаем прогулку.
Сначала мы видим общий вид деревни. Первое впечатление - деревня большая. Виднеется мечеть, а значит дворов здесь достаточно много. Подходим ближе и заходим в саму деревню.
Первым делом замечаем широкую улицу - одно из главных отличай уральских деревень от деревень центральной части России. В масштабах деревни это настоящий проспект, если мерить городскими понятиями. При этом сами дома довольно схожи. Нет каких то индивидуальных особенных отличий.
Как и в любой деревне, мы встречаем огороды. При этом имеются статистические данные на середину XIX века, которые показывают, что выращивание различных культур было в деревне на втором месте. Первое место отводилось скотоводству и пчеловодству.
Идём дальше и на нашем пути встречается мечеть. Башкортостан - мусульманская республика, и наличие мечете даже в деревне вполне логично.
После революции мечеть, как и многие религиозные объекты, будет ждать непростая судьба. Ее закроют, отдадут под жилье солдатам, после сделают клуб, а потом и вовсе сломают. В настоящий момент данной мечети больше нет, но в 2000-х один предприниматель выкупил пустующее здание магазина и переоборудовал его под мечеть, а другой предприниматель установил на мечеть минарет. Таким образом в деревне снова появился религиозный объект.
Теперь давайте заглянем в обычный деревенский двор вековой давности.
Ниже на снимке изображена жительница деревни. Вглядитесь в качество снимка, оно потрясает.
Так как фотограф не оставил нам пометок о том, кто конкретно изображен на этом снимке, долгое время о судьбе этой женщины ничего не было известно. Но не так давно эту фотографию увидела уфимка Айгуль Япарова - праправнучка, изображенной на фотографии женщины. Имя этой женщины оказалось Фархиназ Бурханова. К счастью, на тот момент еще была жива внучка Фархиназ, и она успела рассказать подробности из жизни своей бабушки.
Известно, что отец Фархиназ был казахом, а мать башкиркой. Сама Фархиназ была хорошим охотником и круглый год с ружьем ходила в лес за дичью, а так же развивала кузнечное дело. Во время строительства в тех местах железной дороги она, как кузнец, выполняла госзаказ по заострению ломов для карьерных работ.
Фархиназ вышла замуж за военного офицера и у них было четверо детей, которые в свою очередь подарили им более 20 внуков.
Ее сын Гайнетдин в 1929 году организовал недалеко деревню Радио, в которую на старости лет и переехала Фархиназ.
Сделаю небольшую заметочку про ее сына Гайнетдина. Организовав деревню Радио, он своими трудами ее радиофицировал, а затем с остальными жителями села построил мельницу с электрогенератором. Таким образом в деревенских домах появилось электричество. При этом при мельнице им была организована лесопилка, материал с которой вывозил тачками по рельсам, проложенных им для этих целей. При этом в работе человеческая или лошадиная силы не использовались. Всё делали машины. При этом у него не было какого-то инженерного образования, что удивляет. До сих пор его дом стоит на том же месте.
Итак, возвращаемся от небольшого отступления опять в Яхью.
Идем дальше, проходя очередные дома.
У старого обветшалого сарая с высоким забором встречаем юношу (на фото ниже). К сожалению никаких сведений о нем найти не удалось. Один журналист пытался разузнать о нем у местной старожительницы, но она не смогла опознать в нем никого. Как предположил журналист, возможно начавшаяся через четыре года война, оборвала его жизнь.
Пройдясь чуть дальше, замечаем местного жителя, сидящего на крыльце своего дома. Кто это и как сложилась его судьба, сведений найти не удалось.
Покидая эту деревню, садимся в поезд и двигаемся в сторону Златоуста, любуясь видами далекого 1910-го года.
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.
И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.