Найти в Дзене
Всё в прошлом

Загадочная Яхья: башкирская деревня на цветных фотографиях Прокудина-Горского

Неподалеку от одноименной ж/д станции, что располагалась на Самаро-Златоустовской железной дороге, в начале 20 века находилась (и до сих пор там находится) башкирская деревня Яхья (Яхъя), куда в 1910 году проездом заезжает знаменитый фотограф С. М. Прокудин-Горский и делает ряд исторических снимков, которые впоследствии станут международно-известными, а оригиналы негативов сохранит в своих архивах Библиотека Конгресса США, где по сей день они и хранятся.

Некоторые фотографии получаются настолько насыщенными красками, настолько живыми, что кажется, будто это сфотографировано на современное оборудование.

Впечатленные журналисты современности не раз копались в истории и даже посещали эту деревню, в надежде хоть что-то узнать в судьбе этих мест, строений, а так же людей, запечатленных на снимках. И пусть миновало уже более века, и информацию приходилось собирать по крупицам, но все же малую долю информации получить удалось, пусть и не обширную.

Ввиду скудности полученных данных, много о деревне рассказать не получится. Но давайте просто заглянем на век с небольшим назад и полюбуемся той башкирской деревней, через фотографии С. М. Прокудина-Горского ставшей известной во всем мире. А там, где я смогу прокомментировать и дать какую-нибудь информацию, постараюсь это сделать.

Итак, поехали.

Республика Башкортостан, Салаватский район, ж/д станция Яхья (ныне Яхино), аккурат посреди между Уфой (западнее) и Златоустом (восточнее).

Начинаем прогулку.

Сначала мы видим общий вид деревни. Первое впечатление - деревня большая. Виднеется мечеть, а значит дворов здесь достаточно много. Подходим ближе и заходим в саму деревню.

Общий вид башкирской деревни Яхья. Лето 1910 года
Общий вид башкирской деревни Яхья. Лето 1910 года

Первым делом замечаем широкую улицу - одно из главных отличай уральских деревень от деревень центральной части России. В масштабах деревни это настоящий проспект, если мерить городскими понятиями. При этом сами дома довольно схожи. Нет каких то индивидуальных особенных отличий.

Улица в башкирской деревне Яхья. Лето 1910 года
Улица в башкирской деревне Яхья. Лето 1910 года

Как и в любой деревне, мы встречаем огороды. При этом имеются статистические данные на середину XIX века, которые показывают, что выращивание различных культур было в деревне на втором месте. Первое место отводилось скотоводству и пчеловодству.

Огород башкира. Деревня Яхья. Лето 1910 года
Огород башкира. Деревня Яхья. Лето 1910 года

Идём дальше и на нашем пути встречается мечеть. Башкортостан - мусульманская республика, и наличие мечете даже в деревне вполне логично.

После революции мечеть, как и многие религиозные объекты, будет ждать непростая судьба. Ее закроют, отдадут под жилье солдатам, после сделают клуб, а потом и вовсе сломают. В настоящий момент данной мечети больше нет, но в 2000-х один предприниматель выкупил пустующее здание магазина и переоборудовал его под мечеть, а другой предприниматель установил на мечеть минарет. Таким образом в деревне снова появился религиозный объект.

Теперь давайте заглянем в обычный деревенский двор вековой давности.

Двор башкира. Деревня Яхья. Лето 1910 года
Двор башкира. Деревня Яхья. Лето 1910 года

Ниже на снимке изображена жительница деревни. Вглядитесь в качество снимка, оно потрясает.

Башкирка в национальном костюме. Деревня Яхья. Лето 1910 года
Башкирка в национальном костюме. Деревня Яхья. Лето 1910 года

Так как фотограф не оставил нам пометок о том, кто конкретно изображен на этом снимке, долгое время о судьбе этой женщины ничего не было известно. Но не так давно эту фотографию увидела уфимка Айгуль Япарова - праправнучка, изображенной на фотографии женщины. Имя этой женщины оказалось Фархиназ Бурханова. К счастью, на тот момент еще была жива внучка Фархиназ, и она успела рассказать подробности из жизни своей бабушки.

Известно, что отец Фархиназ был казахом, а мать башкиркой. Сама Фархиназ была хорошим охотником и круглый год с ружьем ходила в лес за дичью, а так же развивала кузнечное дело. Во время строительства в тех местах железной дороги она, как кузнец, выполняла госзаказ по заострению ломов для карьерных работ.

Фархиназ вышла замуж за военного офицера и у них было четверо детей, которые в свою очередь подарили им более 20 внуков.

Ее сын Гайнетдин в 1929 году организовал недалеко деревню Радио, в которую на старости лет и переехала Фархиназ.

Сделаю небольшую заметочку про ее сына Гайнетдина. Организовав деревню Радио, он своими трудами ее радиофицировал, а затем с остальными жителями села построил мельницу с электрогенератором. Таким образом в деревенских домах появилось электричество. При этом при мельнице им была организована лесопилка, материал с которой вывозил тачками по рельсам, проложенных им для этих целей. При этом в работе человеческая или лошадиная силы не использовались. Всё делали машины. При этом у него не было какого-то инженерного образования, что удивляет. До сих пор его дом стоит на том же месте.

Итак, возвращаемся от небольшого отступления опять в Яхью.

Идем дальше, проходя очередные дома.

Дом башкира. Деревня Яхья. Лето 1910 года
Дом башкира. Деревня Яхья. Лето 1910 года

У старого обветшалого сарая с высоким забором встречаем юношу (на фото ниже). К сожалению никаких сведений о нем найти не удалось. Один журналист пытался разузнать о нем у местной старожительницы, но она не смогла опознать в нем никого. Как предположил журналист, возможно начавшаяся через четыре года война, оборвала его жизнь.

Молодой башкир. Деревня Яхья. Лето 1910 года
Молодой башкир. Деревня Яхья. Лето 1910 года

Пройдясь чуть дальше, замечаем местного жителя, сидящего на крыльце своего дома. Кто это и как сложилась его судьба, сведений найти не удалось.

Башкир у своего дома. Деревня Яхья. Лето 1910 года
Башкир у своего дома. Деревня Яхья. Лето 1910 года

Покидая эту деревню, садимся в поезд и двигаемся в сторону Златоуста, любуясь видами далекого 1910-го года.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.

И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.