Найти в Дзене
Птица города

Дмитрий Кольцо: про стрит-арт, фестивали и счастливых людей.

Мы начинаем новый сезон "Птицы города". Оказалось, что летом не просто готовить интервью, слишком много отвлекающих факторов :). Осень – самое время погрузиться в чтение интересных историй. "Откуда ты берешь героев для бесед?" – самый частый вопрос. 90% – это знакомые. В нашем городе так много интересных, создающих людей, что я пока даже не вышла за рамки своего круга, все о них рассказываю. Дима. Мы сами не ожидали, что вырастим в такую компанию. У нас была странная схема движения, которую точно не получится повторить, поэтому алгоритм успеха не расскажу. Мы просто шли и искали себя. Воркаут, фестивали и поиск себя. Я в студенческое время начал заниматься воркаутом. Через это увлечение мы пришли к Энергии улиц. Мы тренировались, тусовались и строили площадки. В одно время сделали самую большую воркаут-площадку в мире, 20 на 40 метров, которая за памятником на Курчатова. Проводили чемпионаты, этап кубка мира провели в Челябинске на площади в День города. Даже не помню, в каком году

Мы начинаем новый сезон "Птицы города". Оказалось, что летом не просто готовить интервью, слишком много отвлекающих факторов :).

Осень – самое время погрузиться в чтение интересных историй.

"Откуда ты берешь героев для бесед?" – самый частый вопрос. 90% – это знакомые. В нашем городе так много интересных, создающих людей, что я пока даже не вышла за рамки своего круга, все о них рассказываю.

Дима.

Мы сами не ожидали, что вырастим в такую компанию. У нас была странная схема движения, которую точно не получится повторить, поэтому алгоритм успеха не расскажу. Мы просто шли и искали себя.

Воркаут, фестивали и поиск себя.

Я в студенческое время начал заниматься воркаутом. Через это увлечение мы пришли к Энергии улиц. Мы тренировались, тусовались и строили площадки. В одно время сделали самую большую воркаут-площадку в мире, 20 на 40 метров, которая за памятником на Курчатова. Проводили чемпионаты, этап кубка мира провели в Челябинске на площади в День города. Даже не помню, в каком году. Наверное, 2011. Много событий.

Мы построили много площадок по городу и области. Одна из первых находится на Алом Поле, возле ДПШ. Радует, что все наши труды до сих пор стоят и эксплуатируются. Это как раз то, что мы хотели: делать то, что будет развиваться и после нас. Я уже сам воркаутом не занимаюсь, но жизнь там идет.

Примерно в это время начали проводить большие фестивали, такие как Энергия улиц и Спортоград. Оттуда пошло граффити направление. На одном из фестивалей, мы рядом с "Горками" разрисовали всю парковочную стену. Она до сих пор существует. Пока была яркой, на ней очень много фотографировались.

Энергию Улиц и Спортоград мы делали за свой счет. Постоянно где-то искали деньги, зарабатывали по 20 тысяч в год со всего (смеется). Гранты, поездки на форумы – разные истории случались.

Был момент, когда мы искали себя в бизнесе, чтобы как-то частично закончить с социалкой. Чем только не занимались. Шарики надували, мероприятия разные делали, вечеринки, концерты, привозили Кравца, Рем Диггу, ТГК, пытались, смотрели, пробовали, где-то зарабатывали, где-то нет, учились, получали опыт. Мы открывали магазин кроссовок. Не пошел процесс.

Параллельно со всем было граффити. Когда к нам начала обращаться администрация за рисунками, мы начали внимательнее смотреть в эту сферу.

У нас еще тогда был офис на Горького? В такой глубине ЧТЗ. Помнишь?

Говоря про нас – это я и Павел Щеклеин, мой партнер во всех рабочих процессах.

-2

Граффити.

Мы начали плотно входить в тусовку граффити именно по России. Не сразу всё получилось. Москва не сразу строилась. Было время, когда фасады мы не рисовали. Шли постепенно к этому. Начинали с интерьеров и маленьких объектов.

Помню первый крупный объект. Нам доверился город Орск. Благодарен дядьке из их администрации, который сказал: а давайте нарисуем? А мы ответили: а давайте! Хотя, очень страшно было. Высотное оборудование, 10 этажей, все в новинку. Мы справились. Сделали им 8 или 10 фасадов, точно не помню. Они остались довольны. И у нас пошли заказы по России. Много где побывали. От Салехарда до Камчатки есть наши рисунки.

-3

История одного хайпа.

Как только граффити стало нашим основным делом, мы захотели провести что-то в Челябинске. Постоянно ездили куда-то рисовать, а в своем городе тишина. В итоге, не стали ничего ждать и решили бесплатно нарисовать здесь фасад. Буквально за свой счет: краски, художники, оборудование. Взяли на себя все нюансы: согласование с жителями, с администрацией. Всё сделали.

Когда начали рисовать, к нам начали подходить какие-то владельцы рекламных служб. "Это наша стена Вы что творите!" – угрожали. Оказалось, что у них конфликт с администрацией именно из-за этого места. Тогда только вышел закон о дизайн-коде города, на гостевом маршруте запретили баннеры, поэтому за стену дома держались. У нас же были все разрешения, но это никого не остановило. Почувствовали себя, как в 90-е: какие-то мужчины на огромным машинах приезжают забирать фасад.

Мы отстаивали его, полицию вызывали, в участках сидели, разбирались, но рисовали. Доделали. Выдохнули. Подумали, что если мы не провели фестиваль в этом году, хотя бы один фасад будет.

Проходит неделя, Паша утром едет с сыном мимо этого дома, показывает Маркусу на новый фасад, а там серая стена. Буквально за день до этого он летал на коптере, снимал картинку пока свежая, а ее уже нет. Паша подъезжает к ней, а там еще краска серая не высохла, ночью все работы провели.

Мы сразу руки в ноги и начали отмывать всё. Хайп поднялся дикий. По всей России начали о нас писать. Кто-то не верил, что это настоящая история, думали, что мы обманываем. Начались какие-то сплетни, интриги, расследования. Говорили, что это неправда, что нет фасада. А мы отмывали и боролись за него весь день. Одна девушка перевела нам денег на отмывку, заказала альпиниста. Мы тогда уже делали все без согласования, просто убирали серую краску. Получилось. Он правда потускнел, стал будто потрепанный временем.

-4

Во время этой истории нас заметил губернатор. Мы пришли на встречу и опять стали предлагать проводить фестиваль. Они согласились. С тех пор, мы каждый год проводим события.

Уже был Культурный код, Граффити Раша Fest, один фестиваль под открытым небом на Университетской набережной, куда приехали известные художника со всей страны. Незабываемая история: за 25 дней нарисовать 11 фасадов по 20 этажей. Очень много работы.

После всего этого мы начали больше рисовать по области. В Миассе, Златоусте, Касли есть наши фасады. Иногда заезжали в такие отдаленные участки, что наши рисунки становились там единственным ярким пятном. Жители очень положительно реагировали, каждый видел в этой истории что-то свое. Это пример, как можно сделать что-то хорошее в любом месте.

НАШ MURAL.

Потом у нас появился ежегодный фестиваль НАШ MURAL. В рамках этого мероприятия мы проводим лекции, мастер-классы, арт-резиденции разного формата. Проводили в основном в небольших городах и селах.

В прошлом году были резиденции по десяти направлениям современного искусства. Все кураторы были из Челябинской области, мы их специально отбирали.

Лекции открытые, но целевая группа до 35 лет. Разбирали уникальность каждого места, в чем его идентичность. Через искусство познавали и выяснили какие есть точки притяжения между городом или местностью с жителями. Это круто, что мы не только рисовали муралы, не только приглашали художников, а несли какую-то социальную миссию.

Был позитивный отклик после прошлых фестивалей, в этом году тоже будет проводить.

-5

Про ART FLOW.

Это наше творческое пространство, которое постоянно преобразовывается, каждый раз что-то улучшается, создается, меняется. Обучения проводятся, арт-лагерь.

Пространство как для коммерции, так и для творчества. Здесь все: от мастер-классов до праздников.

Мы сделали здесь стену на улице, которую можно разрисовывать, она также согласована с собственниками здания. На ней практикуемся граффити.

Зимой проводим обучения. Прошлой зимой проводили арт-классы от Тавриды по написанию грантов в сфере искусства. Участвовали разные ребята из области.

У нас можно просто краску прийти купить, кофе попить, с нами познакомиться, все покажем, расскажем (улыбается).

-6

Баланс между коммерцией и творчеством.

Ребята, кто занимается искусством, стрит-артом, не признают коммерцию, но зарабатывать надо. Находим баланс.

Если человек хочет заказать у нас картину, которая совсем не про творчество, то мы, конечно, предложим ему варианты, но если он хочет силуэты и прочие, то мы нарисуем по его референсу и сделаем его счастливым.

Искусство искусством. Творчество творчеством. А главное сделать человека счастливым. Даже если его вкус сильно отличается от нашего.

Для души мы тоже много делаем. Но и по восемь тысяч квадратным метров рисуем на заводах. Всё есть.

-7

Про благотворительность.

Мы думали в этом году, чтобы хорошего сделать. Социальные проекты с администрацией не хочется. Хотим сами. У нас есть художники, есть краска, есть желание. Запустили проект "Привет, сосед!".

Рисуем на подстанциях во дворах. Согласуем все с жителями. Нам важно, чтобы это было не муниципальное учреждение. А чтобы в радость местным, чтобы детям во дворе было приятнее бегать.

Как проходит? Нам присылают фотографии двора, мы выбираем несколько, все проверяем, потому запускаем голосование в группе.

Уже нарисовали парочку подстанций, в этом году планируем еще несколько успеть. Хотим в разных местах, особенно в старых районах, так как в новостройках итак все аккуратно сделано.

Детям во дворе нравится участвовать в таких проектах. Пока рисуем, они всегда бегают вокруг нас, как миньоны помогают нашему художнику, что-то красят, носят, выполняют мелкие поручения. Им весело. Мы думаем, что они будут аккуратнее относиться к рисунку, к которому приложили руку. А может это в ком-то творческую жилку разбудит.

Приятно такую атмосферу создавать (улыбается).

-8

Коммунальщики :)

Так сложилось в стрит-арте, что коммунальщики и художники – это два противостоящих героя. Все постоянно сталкиваются с этим. Но нас не закрасят, потому что мы все согласовываем. Так сложнее, но надежнее.

Про негативные реакции.

Общество живет не только в красивом. Они живут дома, каждый дом внутри выглядит по-разному, у каждого свой характер, еще они живут в большой стране, в которой многое происходит. Все эти реакции — это нормально.

Сколько мероприятий мы проводили, столько негативных отзывов получали. Нам говорят: лучше бы вы асфальт постелили, лучше бы свет сделали, еще что-то. Но это небольшой процент реакций, позитива больше.

Самое главное что? Эмоция вызвана, уже хорошо. Главное, что нет нейтральности. А там уже перевести эмоцию из позитива в негатив можно. В две стороны система работает (улыбается).

Зачем стрит-арт городу?

Это одна из точек развития общества. Понятно, что искусство далеко от безопасности и других первичных потребностей, чтобы к этому прийти, надо пройти все этапы пирамиды Маслоу. Какую-то защиту и спокойствие предоставить себе.

Стрит-арт — что-то про подумать, посмотреть, может лишний раз улыбнуться, когда ты посмотришь на этот фасад. Даже не обязательно фасад. Это может быть маленький кубик на тротуарной плитке, сук на дереве разрисованный. Ты подходишь, смотришь, внутри появляется что-то хорошее. А позитивное мышление продлевает жизнь.

-9

Про социальный подтекст.

Мы что-то хотим и стараемся тут же это реализовывать. Хотим стену для легального граффити, мы делаем ее. Одну на вокзале мы открыли, чтобы художники могли прийти и спокойно порисовать. Без вопросов. Ночью, утром, днем. Вторая стена на Комсомольском проспекте, где рынок. Туда можно просто прийти и просто порисовать. Взять краску, никто не заденет, никто не спросит, никто ничего не скажет. Это добавляет свободы.

Люцина: Я вас с Пашей знаю уже много лет, вы всегда всё делали и делаете с социальным подтекстом. Это очень круто. Почему так? Откуда это стремление?

Дима: Мы любим людей. Мы даже сейчас, рисуем много коммерческого, но едем параллельно в детский дом рисовать, либо еще куда-то. Много бесплатных социальных заявок приходит, мы все сделать не можем, у нас появляется бюджет – мы рисуем.

Мы часть общества, часть этого социума, нам нравится делать его счастливым.

-10