Найти в Дзене
История живописи

Позабытый художник-идеалист, в котором горел "священный огонь"

"Давид играет на гуслях перед Саулом", Н.П. Загорский, 1873. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Давид играет на гуслях перед Саулом", Н.П. Загорский, 1873. Русский музей, Санкт-Петербург.

Одну из картин героя сегодняшней статьи я вам уже показывал как-то в своей краткой заметке, теперь же пришло время более подробно познакомить вас с творчеством Николая Петровича Загорского. К сожалению, сведений не так-то много (в большинстве публикаций о живописце они повторяются), но я расскажу вам то, что мне удалось найти в основном в дореволюционных источниках, в частности в журнале "Всемирная иллюстрация", где, к примеру, можно прочитать следующие строки:

Вообще, имя Загорского, достаточно поработавшего на пользу русского искусства, без сомнения, займет видное место в истории отечественной жанровой живописи.
"Семейная сцена", Н.П. Загорский, 1875. Тамбовская областная картинная галерея.
"Семейная сцена", Н.П. Загорский, 1875. Тамбовская областная картинная галерея.

Правда не могу сказать, чтобы эти слова были пророческими - в наше время, как мне кажется, не так-то много людей знают об этом художнике, так что место оказалось не таким уж "видным", однако самое время эту ситуацию исправлять.

Итак, родился будущий художник в столице Российской империи в 1849 году в семье помещика из Рязанской губернии, находившегося на службе в Петербурге. В Академию художеств он поступил достаточно рано, в 15-летнем возрасте и проучился там немалое количество лет - целых одиннадцать.

За время обучения ему покорились все медали Академии, соответственно закончил он учебное заведение художником I-го класса. Но вот после обучения он не поехал за границу, а "с 1876 по 1879 почти безвыездно прожил в деревне, где целые два года делал этюды и работал над большой картиной "Проводы преступника", но бросил ее не окончив так как остался недоволен ее тенденциозностью и приемами, с которыми он ее начал. В этой же время он исполнил ряд портретов исторических деятелей, заказанных ему московским Румянцевским музеем".

"Плотник", Н.П. Загорский, 1877. Северо-Осетинский художественный музей, Владикавказ.
"Плотник", Н.П. Загорский, 1877. Северо-Осетинский художественный музей, Владикавказ.
"У мирового судьи в провинции", Н.П. Загорский, 1880. "Художественная культура Русского Севера", Архангельск.
"У мирового судьи в провинции", Н.П. Загорский, 1880. "Художественная культура Русского Севера", Архангельск.

Кроме исторической живописи, к сюжетам которой художник обращался в основном во время обучения, и портретной, Загорский был известен как специалист по жанровой или бытовой, как называли ее тогда, живописи. Поэтому неудивительно, что он стал членом Товарищества передвижников и экспонировал свои работы на выставках художественного объединения.

Помимо передвижников он также был одним из учредителей Санкт-Петербургского общества художников и Товарищества русских художников-иллюстраторов, так как много работал не только как живописец, но и как иллюстратор для журналов "Пчела", "Север, ""Всемирная иллюстрация", альбомов и книжных изданий:

"Арендатор", Н.П. Загорский, 1884. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
"Арендатор", Н.П. Загорский, 1884. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

В словаре Брокгауза и Ефрона отметят, что Загорский был "наделен большим даром наблюдательности", но при этом достаточно странно, на мой взгляд, добавят, что он "не вполне покорил себе художественную технику". Не знаю уж почему такое суждение возникло в этом известном дореволюционном словаре, мне, честно говоря, так не показалось. А картин Загорского я просмотрел немало, конечно, речь идет о тех, что доступны в качестве репродукций. Возможно, это просто субъективный взгляд, как об этом и напишут в журнале "Всемирная иллюстрация":

Произведения эти могут нравиться или не нравится, казаться интересными или скучными, но не в них только заключается тот след, который оставил по себе безвременно сошедший со сцены художник.
"В неурожайный год. По миру (Нищие)", Н.П. Загорский, 1885. Нижегородский художественный музей.
"В неурожайный год. По миру (Нищие)", Н.П. Загорский, 1885. Нижегородский художественный музей.
"У земской больницы", Н.П. Загорский, 1886. Третьяковская галерея, Москва.
"У земской больницы", Н.П. Загорский, 1886. Третьяковская галерея, Москва.

И далее продолжат мысль о том, что особенно велико его значение как преподавателя, ведь он давал уроки в рисовальных классах Общества поощрения художеств:

Враг всякой рутины, ненавистник всего низменного, всякой фальши и дешевых эффектов, он, вступив в ряды преподавателей школы, сразу приобрел такое значение какое редко выпадает на долю обыкновенных учителей... Они [ученики и ученицы] работали с увлечением, со страстью именно потому, что он сумел заронить в них искру того священного огня, который постоянно горел в нем самом. Человек недюжинный, сильный духом и искренний в своей любви к родному для него искусству, он замечательно относился к молодежи, которую умел ободрить, умел любить.
"Наболевшее сердце", Н.П. Загорский, 1890. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Наболевшее сердце", Н.П. Загорский, 1890. Русский музей, Санкт-Петербург.

Что-то мне подсказывает, что автор этих строк, пришедших к нам сквозь "многiя года", знал о чем писал - ведь, вероятнее всего, он был коллегой Загорского, который не единожды исполнял иллюстрации для этого журнала. Заключительные строки некролога еще больше убедили меня в правильности подобного суждения:

Н.П. Загорский был совершенно чужд материализма и практичности и полон духовных сил и нравственных качеств, и все хорошо знавшие его испытывали наслаждение беседовать с ним, с этим чистым идеалистом...
"Чаепитие", Н.П. Загорский, 1890. Бурятский художественный музей, Улан-Удэ.
"Чаепитие", Н.П. Загорский, 1890. Бурятский художественный музей, Улан-Удэ.
"Перед обедом", Н.П. Загорский, 1890. Ивановский областной художественный музей.
"Перед обедом", Н.П. Загорский, 1890. Ивановский областной художественный музей.

Да, это строки некролога, вышедшего в марте 1894 года в журнале "Всемирная иллюстрация", ведь художник умер в самом конце 1893 года (по старому стилю, поэтому год смерти разнится в различных источниках), не дожив и до 45 лет. О причинах напишут лаконично: "Загорский простудился, и в несколько дней его не стало". На XXII выставке передвижников пройдет в том числе посмертная выставка работ художника.

"Перед картиной", Н.П. Загорский, 1891-1892. Ярославский художественный музей.
"Перед картиной", Н.П. Загорский, 1891-1892. Ярославский художественный музей.

Надеюсь, что вам было интересно и вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь (и на ТГ-канал тоже), если есть вопросы или мнение, которым хотите поделиться - пишите в комментариях.