#ХорошиеЛюди
В канун Дня архитектора в музее А.С. Грина открылась выставка архитектора и художника Петра Андреевича Старикова, автора символа Хабаровска – «Амурского Утёса», главного архитектора Ялты с 1950 по 1970-е годы и удивительно тонкого и глубокого живописца.
Петр Стариков родился в Хабаровске, в 1912 году. Архитектурное образование получил в Ленинграде. После завершения учебы вернулся в родной город. По его проектам в Хабаровске построены здание Водной станции на Амуре, театр Музыкальной комедии. Петр Андреевич курировал работы по застройке Комсомольска-на-Амуре. В 1943 году, на крутом берегу Амура, по заказу военного ведомства и проекту архитектора, был построен наблюдательный пункт ПВО. После войны здесь располагалась спасательная станция, в 1980-х открыли кафе, а с 2013 года, после реставрации, в здании открыт музейно-культурный центр «Амурский Утёс». Это одна из главных туристических достопримечательностей Хабаровска, по местоположению напоминающая «Ласточкино гнездо» в Ялте, которая позже стала родным и любимым городом Петра Андреевича.
В послевоенные годы Петра Старикова направили в Крым, восстанавливать разрушенный Симферополь. В 1950 году его назначили на должность главного архитектора Ялты. Город был сильно разрушен во время войны, предстояла большая работа по его восстановлению. Петр Стариков и другие архитекторы, работавшие в это время, старались сохранить исторический облик города. Именно тогда было принято решение не возводить новые постройки вместо разрушенных зданий на набережной Ялты, а создавать на их месте зеленые зоны, скверы. Тогда же появилось чугунное ограждение набережной и красивые фонари. Благодаря этому Ялтинская набережная - одна из самых красивых, просторных и зеленых в Крыму.
Город восстанавливали и отстраивали по новому генеральному плану, разработанному в 1948 году специалистами киевского института «Гипроград». Петр Андреевич проектировал здания и сооружения, руководил возведением памятников и обелисков, принимал участие в разработке и строительстве ведущих санаториев, ресторанов и концертных залов. Авторскими работами архитектора являются клуб-столовая санатория «Запорожье», рестораны «Лесной» и «Учан-Су», здание ПТУ-21 в Массандре, клуб-столовая санатория «Днепр». Он сотрудничал с Никитских ботаническим садом, занимался озеленение города.
В 1960-х годах Петр Стариков подвергся наказанию за отказ выполнять непрофессиональные указания вышестоящего начальства, идущие наперекор генплану застройки курортного побережья. Его освободили от должности главного архитектора города и исключили из партии. Через некоторое время Петр Андреевич был реабилитирован, восстановлен в КПСС и продолжил работу старшим архитектором проектного института «Гипроград», а позже главным архитектором филиала проектного института «КрымНИИпроект», в котором проработал более 20 лет до ухода на пенсию.
Все годы своей архитектурной деятельности Петр Стариков занимался живописью. По воспоминаниям его дочери, архитектора Натальи Петровны Стариковой, в комнате Петра Андреевича рядом с чертежным столом всегда стоял мольберт, и ей в детстве казалось, что архитектура и живопись – это одна профессия. Писал по вечерам и ночам, в свободное от основной работы время и только с выходом на заслуженный отдых, смог посвятить любимому занятию все свободное время.
На выставке представлено около ста работ Петра Старикова, охватывающих весь период его творчества. Поражает разнообразие техник, которые использовал художник: акварель, гуашь, масло, пастель, темпера, сграффито, авторская техника монотипии, иконопись. Постоянный поиск, эксперименты и движение. От классических акварелей, пейзажей маслом к пастелям и полупрозрачной, мерцающей темпере.
Со временем в произведениях художника материя постепенно уходит на второй план, уступая место внутреннему содержанию.
«Эти работы, все причем, во всех техниках, периода его зрелого творчества пожилого человека, умудренного жизненным опытом и прошедшего, безусловно, колоссальный эмоциональный и художественный прокат через историю искусства - читал, смотрел много, экспериментировал много - это вылилось в работы, которые сами по себе другие. Во всем том, что он писал в этот период, все более явственно начинала просматриваться сверхприрода человека и общества, всё, в чем он жил. Некое высшее то ли божественное, то ли предопределенное судьбой начало, которое при восприятии его живописи всё явственнее и явственнее стало прослеживаться», - рассказала о позднем периоде творчества Петра Старикова его дочь на открытии выставки.
Глядя на портреты художника вспоминаются строки Михаила Щербакова:
«Из руин и забвенья, из пепла и крови,
законам любым вопреки,
возникает лицо, появляются брови,
из тьмы проступают зрачки».
Лица, взгляды проступают сквозь легкий красочный слой и создают явственное ощущение живого присутствия.
Удивительное впечатление производят и поздние пейзажи художника, особенно морские. С темной бумаги светлой пастелью, от тьмы к свету, высвечиваются очертания крымских гор, цветущих деревьев и морского простора. Море Петра Старикова живет и дышит. Техника Мастера создает ощущение подвижного пространства, состоящего не столько из материи, сколько из самого духа природы.
«Главное – постоянно писать море. Море вас научит всему, потому что всё, что есть интересного, замечательного, удивительного в нашей жизни, всё содержится в море», - из записей Петра Старикова.
Интересны и выразительны жанровые сценки на пастелях художника, напоминающие работы старых, нидерландских мастеров.
Со временем у Петра Старикова появляется все больше работ на религиозные темы. В том числе иконы, «вольные копии», как называют такие работы в художественном мире. Наталья Петровна рассказала, что некоторое время бывавший в их доме священник, предложил Петру Старикову освятить эти иконы. Священнослужитель увидел в его работах то, что должно быть в религиозной живописи.
В начале 1990-х годов художник написал несколько больших, эпических полотен, среди которых картина-катастрофа «Испытание». Привезти ее не представлялось возможным из-за большого размера полотна, но на выставке представлены несколько эскизов и репродукция картины. Эскизы к этой работе Петр Стариков начал писать еще в спокойные, советские годы. Тем удивительнее пророческое видение, предчувствие художника тех событий, которые сейчас переживает и наша страна, и весь мир.
В выставочных залах музея А.С. Грина находится художественная композиция А. Бродского и И. Уткина «Корабли в Лиссе». В стенной нише, на заднике, изображен город, а перед ним закреплено несколько стекол с изображениями мачт и парусов кораблей. Наталья Старикова сравнила это произведение с творческой жизнью человека.
«Это жизнь человека. Написанный задник, который постепенно, с каждым стеклянным пластом, на котором что-то там намечено, не обязательно это будут паруса… Вот эти наслоения, постепенные, неспешные, не всегда читаемые и окружающими и художниками, в результате, в конечном итоге приходят к результату, когда оживает совершенно плоскостная конструкция, становится несущей на себе сумасшедшее содержание и передает что-то немыслимое, чего ни одной плоскостью отдельно, а только их сочетанием и комбинаторикой может быть достигнуто. Это жизнь в творчестве. Хочется надеяться, что папа был именно таким человеком».
Вера Полякова
Фото: автор, интернет
«Крымские новости» обратная связь: crimeanews20@yandex.ru
P.S. Благодарим, что прочитали нашу статью, поддержите нас лайком, поделитесь впечатлениями и подпишитесь на канал "Крымские новости".
#ПетрСтариков #архитектура #живопись #МузейГрина #выставка #Ялта #Крым #культура