ВОПРОС:
Здравствуйте, Настя! Мой 2-хлетний бишон наверняка обиделся и сейчас редко подходит ласкаться и играть ко мне и часто рычит при моих попытках взять его на ручки. Год назад, не зная правил воспитания, решила воспитывать его совсем неправильно, кричала, била не больно за описянные ковры и углы, он в ответ лаял, рычал жёстко и забивался под кровать, лая и оттуда. Сейчас я, заметив отчуждение, стала наконец просвещаться по этим и другим вопросам, и поняла, как я была неправа, мягко выражаясь, но уже поздно, я, наверное, сломала психику моему любимцу...очень каюсь! Настя, что мне сейчас делать, как вернуть его любовь? 😭😭
ОТВЕТ:
Если бы мне не задали этот вопрос в почте, его следовало бы придумать. Потому что ошибки в воспитании совершают все. Кто-то больше, кто-то меньше. Я со своим первым псом по имени Петр, который появился у меня 17 лет назад и умер пятнадцатилетним, могла бы и сама написать похожее письмо специалистам по коррекции поведения собак, если бы в те времена они существовали. Так что отставить панику. Ошибки хороши тем, что они учат нас, как делать не надо, если мы готовы учиться и узнавать новое. А раз мы с вами здесь собрались, значит готовы.
Начну с того, что уже много раз рассказывала: собаки не умеют обижаться в силу физиологии своего мозга. У них не развито абстрактное мышление, которое отвечает, в том числе за обиды. То, что происходит с бишоном — это страх из-за плохих ассоциаций с хозяйкой. Он образовался не столько от наказаний, сколько от их непредсказуемости, с песьей точки зрения. Я уже писала здесь о наказаниях и еще раз напомню: плохи не они сами (хотя бить собаку, даже если ей не больно, я категорически не рекомендую), а их неправильное применение. Что такое наказание? Это любое действие, которое не нравится собаке. Скажем, если мы забираем у бишона мяч, когда он хочет в него играть, это тоже будет наказанием.
И если приходится применять наказание, то нужно, во-первых, убедиться, что собака понимает, за что наказана. То есть вы предварительно четко научили ее, как правильно поступать в ситуациях, потенциально чреватых наказанием. Например, ваш пес никогда не заходит в лифт без разрешающей команды. Вы учили его этому с помощью похвалы и ограничения неправильного поведения поводком, и вот наконец научили. В какой-то момент пес может забыться и таки попытаться зайти в лифт до того, как вы разрешили. Тут уместно наворчать на него, вынуть из лифта, а потом повторить фокус с заходом в лифт в позитивном ключе. Натурально, дождаться следующего лифта, похвалить собаку за то, что не ломится в открывшиеся двери, дать разрешающую команду и угостить в лифте.
Ничья психика от такого применения наказания не сломается. Я намеренно не беру в качестве примера наказание из текста вопроса, потому что за лужи на ковре и обоссанные углы ругать собаку в принципе нельзя. Так что это и было неуместным наказанием, которое могло стать причиной ухудшения отношений бишона с хозяйкой. Пес просто не понимал, почему на него ругаются, пугался всех этих действий и защищался, как мог. Банально — из страха перед разгневанной мамичкой. Когда собаку наказывают за лужи, или ругают за действия в прошлом, или кричат на нее в ситуациях, когда она не знает, как вести себя правильно, хозяйский гнев становится непредсказуемым. И сильно тревожащим фактором.
В подобных ситуациях разные собаки выбирают разные стратегии поведения. Кто-то уходит в агрессию и показывает зубы каждый раз, когда приближается хозяйка. Кто-то отстраняется, потому что решает, что от непредсказуемой мамички нужно держаться подальше — так безопаснее. Кто-то впадает в выученную беспомощность, потому что кажется, что ничего в этой жизни уже не зависит от тебя. А кто-то с очень крепкими нервами не демонстрирует явных признаков дискомфорта. А потом становится «доказательством», что рандомные наказания работают. Хотя, по сути, такие собаки — это ошибка выжившего, и не стоит ими иллюстрировать успех, например, теории доминирования.
Возвращать здесь нужно не собачью любовь, а собачье доверие. Потому что у собак любовь (привязанность) никуда не девается, даже когда исчезает доверие. И, вопреки опасениям автора вопроса, делать это не поздно никогда. Доверять заново учатся все собаки, даже если в их жизни был буквально разрушительный опыт общения с людьми. В описанном случае я не вижу причин подозревать «поломку психики». Хотя, конечно, для возвращения доверия придется провести некоторую работу и пересмотреть подход к собачьим наказаниям. Судя по всему, автор уже на пути к этому. Я лишь развею опасения насчет того, что все потеряно.
Чтобы пес снова стал ласковым и не уходил от контакта, придется убрать из его жизни все наказания. Понятно, что никакая собака не может быть идеальной. Звери часто творят такое, что хочется дать им газетой по заднице. Но для того, чтобы это пресекать, есть другие инструменты — как в примере с лифтом. Вы просто не даете собаке совершать хулиганства, ограничивая физическую возможность их совершать. Для этого можно использовать поводок, если пес, например, гоняет дома кота или взбирается с ногами на стол, когда вы обедаете, намордник, если он подбирает с земли всякую гадость, клетку, если нужно пропылесосить, а он кусает пылесос. Конечно, к этим девайсам стоит приучить, но опять же — без наказаний, а за еду и похвалу.
Но самый важный шаг — нужно добавить в жизнь бишона больше похвалы, которая подкрепляется едой. Заведите домашнюю одежду с карманами, которые ломятся от лакомств. И поддерживайте любую инициативу собаки, которая вам нравится. Хвалить и кормить нужно не только за исполнение каких-то команд, но и за, казалось бы, незначительные подвиги. Вот пес сам зашел в ванную для мытья лап — он ужасный молодец и получает свой кусочек. Вот он спокойно лежит у ваших ног — снова умничка, потому что мог бы в это время и на ворон в окне орать. Вот он ушел на место спать — чем не повод похвалить сообразительного бишона. В общем, находите поводы для похвалы даже там, где их будто бы нет.
Все это вскоре создаст новую ассоциацию с хозяйкой. Раньше она могла наругать ни за что, а теперь, как ни подойдешь — всегда в кармане припасено угощение. Раньше доброго слова не дождешься, а теперь хвалят бесконечно. Почему бы такой мамичке снова не начать доверять? Преимущество собак перед людьми в том, что они не помнят старые обиды, поэтому завоевать потерянное доверие несложно. Методичным повторением всякого приятного мы как бы вставляем новую ассоциацию на место старой. Прежний навык уходить от контакта и рычать будет забыт, потому что мы его не подкрепляем, а новый навык — тусить около мамички, потому что она славная и щедрая, закрепится. На первых этапах лучше не брать пса на руки без нужды. Пусть сам проявит такую инициативу, а вы просто подкрепите.
Так что никому не стоит ставить крест на карьере хорошей собачьей матери, даже если вы совершали непростительные с точки зрения прогрессивной кинологии вещи. На самом деле нет практически ничего непростительного, если осознавать ошибки и пытаться их исправить. А собаки наши — крепкие и податливые на изменения среды существа. Они умеют подстраиваться под новые условия, особенно, если эти условия им нравятся сильно больше, чем старые. Чтобы «сломать психику» кому-либо, нужно серьезно задаться такой целью. Остальные поломки из-за неправильного воспитания хорошо чинятся.
Задать вопрос в рубрику "ОтБОрный ответ" можно на сайте, я выбираю лучший и регулярно отвечаю здесь.
Фото aphoristka, alisa_shakirova, gentle_author, обработали Ренат Муртаев и Катерина Соловьева