Найти тему
DIVAN

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ СЛОБОДА (продолжение) КУЗМИН + ЮРКУН + ГИЛЬДЕБРАНДТ

Улица Рылеева (Спасская Преображенской слободы) знаменита не только старинными домами в классическом стиле, стиле ампир и эклектика, имеется здесь и модерн, и его здесь не мало. Примером может служить дом 17-19, который был возведен в 1869 году архитектором Э. Юргенсом, а перестроен в стилистике модерна в начале XX века.

Дом этот тоже знаменит, как и вся улица не только архитектурным стилем - модерн, но ещё и модерновыми историями модерновых жильцов. Речь пойдëт о Михаиле Кузмине и его партнёре Юрии Юркуне, которые жили в этом доме вместе с матерью Юркуна в двух комнатах одной из уже коммунальных квартир. Они познакомились в 1913 году. Кузмин поддержал начинающего автора, они сдружились, а с 1917 года стали жить вместе и это длилось больше двадцати лет, до самой смерти Кузмина.

Михаил Алексеевич Кузмин
Михаил Алексеевич Кузмин

Ах, этот загадочный Кузмин, про которого Макс Волошин шутил, что спрашивать его о возрасте как-то страшно, вдруг услышишь в ответ: "Две тысячи". Блок о Кузмине сказал, что из-за надетой маски он сам себя обрëк на непонимание большинства.

Кузмин давно был известен своей нетрадиционной ориентацией, а вот юноша Юркун в связи с этими отношениями попал на много лет в сложную ситуацию - он оказался бисексуалом и даже в какой-то момент своей жизни женился на Ольге Гильдебрандт (Арбениной) .

Познакомились они в начале 20-х годов в компании поэтов и художников, куда входили будущие звëзды Серебряного века, завсегдатаи "Бродячей собаки", " Приюта комедиантов" и башни ИвАнова на Таврической.

Юрий Иванович Юркун (Йозас Юркунас)
Юрий Иванович Юркун (Йозас Юркунас)

Именно тогда Ольга всерьëз занялась рисунком и акварелью. Она входит в группу "13", объединившую молодых графиков-бунтарей, участвует в совместных выставках, в том числе международных.

Работа О. Н. Гильдебрандт-Арбениной
Работа О. Н. Гильдебрандт-Арбениной

Кстати, поменять фамилию отца Гильдебрандт на сценический (ведь она была ещё и актрисой) псевдоним Арбенина, Ольгу убедил именно Юркун, который и сам при рождении получил другое имя - Йозас Юркунас (родился Юркун в Литве).

Ольга Николаевна Гильдебрандт-Арбенина
Ольга Николаевна Гильдебрандт-Арбенина

Ах, этот Серебряный век, ах, эта "Любовь к трëм апельсинам", этот "Мир искусств" и башня ИвАнова, "Приют комедиантов" и "Бродячая собака". А тут ещё рядом дом Мурузи с не безгрешной Зинаидой Гиппиус в обстоятельствах другого трио. Ох, уж, эти треугольники и многоугольники в самых разных составах и сочетаниях.

-6

Кузмин умер в 1936 от пневмонии в Мариинской больнице.

Юркуна обвинили в антиправительственном заговоре (ленинградское писательское дело) и в 1938 году расстреляли.

Ольга ещё очень долго не знала жив ли муж, писала ему письма и пыталась добиться пересмотра дела, но реабилитирован он был только в 1958.

Ольга умерла в 1980 году. Практически до самой своей кончины работала в библиотеке "Ленфильма". Успела написать книгу воспоминаний "Девочка, катящая серсо".

В последнее время она жила то на Таврической, где была прописана, то у подруги на Невском, в арке портала базилики Святой Екатерины.

Арка портала католического храма Святой Екатерины на Невском
Арка портала католического храма Святой Екатерины на Невском
Арка портала католического храма Святой Екатерины на Невском
Арка портала католического храма Святой Екатерины на Невском

Я иногда с замиранием сердца думаю, что могла встретить эту уже старушку, гуляя по любимому городу. На Таврической я училась; проходные дворы за базиликой Святой Екатерины были и сейчас остаются любимым маршрутом прогулок, как и вся локация между Мойкой, Садовой и Невским, центром которой является канал Грибоедова. И все эти замечательные места в шаге от моей берлоги на Сенной.

Арка портала католического храма Святой Екатерины на Невском
Арка портала католического храма Святой Екатерины на Невском

Но в дни моей юности (а Серебряный век давно входит в сферу моих интересов) доступ к подобной информации был весьма затруднëн. Может я и встречала этих старушек, но не знала, кто это такие и какие трагические истории хранят они в своей памяти.

Проходные дворы с Невского через арки портала храма Святой Екатерины на Итальянскую улицу и Михайловский сквер.
Проходные дворы с Невского через арки портала храма Святой Екатерины на Итальянскую улицу и Михайловский сквер.

🌿И вот вам стихотворение Кузмина, посвящëнное Ольге Арбениной-Гильдебрандт🌿

"Сколько лет тебе, скажи, Психея?Псюхэ милая, зачем считать?

Все равно ты будешь, молодея,

В золотые рощи прилетать.

В этих рощах воздух не прозрачный,

Испарений и туманов полн,

И заливы спят под тучей мрачной

В неподвижности тяжелых волн.

Там пустые, темные квартиры,

Где мерцает беловатый пол,

Или ночи северной Пальмиры,

Иль невиданный, пустынный мол.

У заборов девочки-подружки

Ожидают, выстроившись в ряд,

Или смотрят, позабыв игрушки,

На чужой и недоступный сад.

Там играют в сумерках Шопена.

Тот, кого зовут, еще в мечтах,

Но соперничество и измена

Уж видны в приподнятых глазах.

Там по царским дням в парадной ложе

Восседает Смольный институт,

А со сцены, на туман похожи,

Лебеди волшебные плывут.

Но, сквозь пар и сумрак розовея,

Золотая роща нам видна,

И пути к ней, юная Психея,

Знаешь, молодея, ты одна."

11 января 1930 год.

Посвящали Ольге Николаевне свои стихи и другие гении Серебряного века. Она такой и была, Психея Северной Пальмиры - лëгкой, навсегда молодой, "нежной европиянкой", как называл этих воздушных женщин-муз их круга Осип Мандельштам. Он был влюблëн в Ольгу, страдал по ней и Николай Гумилëв. Они писали ей стихи. У Осипа Мандельштама есть целый цикл совершенно потрясающих любовных стихотворений, написанных для неë и ею же вдохновлëнных: "Мне жалко, что теперь зима», «Возьми на радость», «За то, что я руки твои не сумел удержать»...

"Возьми на радость из моих ладоней

Немного солнца и немного меда, Как нам велели пчелы Персефоны. Не отвязать не прикрепленной лодки, не услыхать в меха обутой тени, не превозмочь в дремучей жизни страха.

Нам остаются только поцелуи,

Мохнатые, как маленькие пчелы,

Что умирают, вылетев из улья.

Они шуршат в прозрачных дебрях ночи,

Их родина — дремучий лес Тайгета,

Их пища — время, медуница, мята.

Возьми ж на радость дикий мой подарок —

Невзрачное сухое ожерелье

Из мертвых пчел, мед превративших в солнце"

1920 год

Работа О. Н. Гильдебрандт-Арбениной.
Работа О. Н. Гильдебрандт-Арбениной.