Найти тему
alexunited

Дальтон-план или несамостоятельная самостоятельность

В 1905 году Хелен Паркхёрст, учительница из небольшого городка Долтона (Дальтона) в американском штате Массачусетс, применила революционный для своего времени подход к обучению, полностью индивидуализировав его в рамках школы. Это была хорошо продуманная альтернатива традиционной классно-урочной системе (в которую, несмотря на все законодательные инициативы, индивидуализацию обучения вписать всё же очень непросто). В чём же суть метода, как простой учительнице удалось его внедрить и применяется ли этот метод в современном мире?

На самом деле, идея Паркхёрст довольно банальна и лежит на поверхности - но успешно реализовать на практике то, о чём другие только подумали в теории, и есть отличие гения, новатора, от просто хорошего специалиста. Школа Дальтон полностью отказалась от привычной схемы с уроками, уйдя в самостоятельную работу учеников - при поддержке кураторов-наставников, школьники сами всё изучали - каждый в своём объёме и каждый в своём темпе. Таким образом, нет проблем с лентяями и бездельниками, которые бы тянули лидеров на дно - они спокойно бездельничают сами по себе, а сильные ученики столь же спокойно проходят программу в необходимом им объёме.

Школа Дальтона, открытая в 1919 году в Нью-Йорке
Школа Дальтона, открытая в 1919 году в Нью-Йорке

В повести Н. Огнева "Дневник Кости Рябцева" о переходе советской школы на такую работу написано следующее: "В нашей школе вводится Дальтон-план. Это такая система, при которой шкрабы (школьные работники, то есть - учителя) ничего не делают, а ученику самому приходится всё узнавать.... Как пауки, а мы - мухи". К сожалению, основной недостаток Дальтон-плана - возможность для нерадивых учителей халтурить, делая вид, что контролируют самостоятельно готовящихся учеников, и для нерадивых учеников - аналогично. Причём если с последними достаточно быстро придётся разбираться, поскольку они не освоят индивидуальный план - и получат уже персонального куратора, от которого они никуда не денутся, то с первыми, при условии достаточно сильных и способных к самообучению учеников, ничего не сделать. Хотя, вообще-то, работа учителя по подготовке индивидуальных планов и контролю за их выполнением требует немало времени, сил и памяти. То есть ожидания от учителей, работающих по Дальтон-плану, (и требования к ним) выше, чем от тех, кто преподаёт по обычной классно-урочной системе.

По моему мнению, беседа учителя с учеником на тему любого школьного предмета влияет на него гораздо сильнее, чем сказанное на уроке. Мы часто слушаем проповеди и лекции, которые нас вдохновляют. Но если нам повезет поговорить об услышанном с проповедником или лектором спустя, то результат становится гораздо более выразительным и стойким. Но как часто дети вынуждены слушать уроки, которые неинтересны и бесполезны!? И уроки, на которых им неинтересно что-то спросить? Если мы научимся правильно комбинировать занятия в классе и индивидуальное обучение, то это принесет лучшие результаты.
Хелен Паркхёрст

Золотые слова выдающегося педагога. Актуальны ли они в наше время? Да как никогда! Хотя и полностью переводить абсолютно все школы на Дальтон-план не то чтобы разумно, однако это, как мне кажется, очень хорошая альтернатива полностью самостоятельному "семейному обучению" или мертворожденному "смешанному", на которое в России массово переводят бездельников, чтобы они получили аттестат и не мешали учиться нормальным детям.

-3

Дальтон-план не стал новым стандартом для массовой школы, но по сей день его точечно внедряют в отдельных странах, таких как Нидерланды, Австрия, Китай, Польша и Чехия. Работает и основанная автором метода школа Дальтон в Нью-Йорке, уже отметившая столетие. В России по Дальтон-плану работала (на данный момент уже нет) школа 1080 "Экополис" города Москвы, а также московская гимназия 1504 и школа 30 в солнечном Магадане. Есть сведения о неудавшихся попытках перехода на Дальтон-план в школах Оренбурга.

Ребёнку должны быть предоставлены право и реальные возможности заниматься тем предметом, который его захватил и вызывает неподдельный интерес.
Хелен Паркхёрст

Несмотря на то, что Дальтон-план в чистом виде применяется в очень немногих школах, идеи индивидуальных планов для различных учеников не потерялись и вошли, в том или ином виде, во многие педагогические концепции.