Найти тему
Ozon Забота

Кризис это временно: как помогают семьям в критической ситуации

Сирота при живых родителях – так говорят о ребёнке, который не может по каким-либо причинам жить, расти и воспитываться в своей родной семье. Социальное сиротство – официальный термин для описанной ситуации. К сожалению, Россия занимает лидирующее положение в мире по уровню социального сиротства: абсолютное большинство (около 80%) воспитанников детских домов имеют родителей.

Кризисной семьёй называют ту, из которой дети попадают в государственные учреждения. Звучит пугающе и как приговор: кто-то признаёт семью кризисной и как будто сценарий развития событий может быть только один. Но это не так, и кризис не является чем-то экстраординарным: он может настичь любого человека, любых родителей. Развод, смерть близкого, потеря работы, другое трудное жизненное событие может привести к ухудшению семейного положения. И если людям в кризисе вовремя оказать помощь, ситуация может нормализоваться и дети останутся со своими родными.

Поэтому специалисты некоторых фондов, работающие с темой социального сиротства, предпочитают говорить не «кризисная семья», а «семья, у которой сейчас кризис» – такая формулировка подразумевает, что усилия должны быть направлены на помощь в преодолении кризиса. Таким образом на семью не вешают ярлык, не ставят клеймо, а смещают акцент на временность явления и возможность успешного решения проблемы.

Как именно помогают семьям выходить из кризиса, сохранять детей в семье и какую поддержку оказывают тем, кто всё-таки попал в приют, нам рассказала Светлана Строганова, программный директор фонда «Дети наши».

И если людям в кризисе вовремя оказать помощь, ситуация может нормализоваться и дети останутся со своими родными.
И если людям в кризисе вовремя оказать помощь, ситуация может нормализоваться и дети останутся со своими родными.

Что такое кризисная семья?

В нормативных документах органов опеки описаны две категории: семья в трудной жизненной ситуации (ТЖС) и семья в социально опасном положении (СОП). Разница между ними, что в СОП выше риск изъятия детей. Нужно сказать, разделение это происходит «на глазок», так как четко сформулированных правил и параметров, по которым семью можно отнести к одной из категорий, не существует.
В НКО, занимающихся проблемами сиротства, ввели понятие «кризисная семья». Мы предпочитаем подчеркивать, что кризис – понятие временное. У семьи могли быть проблемы, но с ними удалось справиться, с чужой помощью или без.
Тем не менее кризисные семьи – те, в которых есть риск разлучения детей с родителями, что детей заберут в детский дом. Чаще всего, если речь не идет о совсем уж криминальных случаях, когда жизни и здоровью ребенка угрожает опасность со стороны родителя, маркерами кризиса считаются материальное неблагополучие, неудовлетворительные условия проживания, серьёзные психологические проблемы у ребёнка, употребление психоактивных веществ детьми или взрослыми, хулиганство.


Как в фонде узнают про кризисные семьи и принимают решение, кому помогать?

Заявки приходят через горячую линию фонда – 8 800 100-67-06. О ней, в свою очередь, люди узнают из объявлений, расклеенных в районах нашей работы в Смоленской области или от соседей и знакомых, нынешних или бывших подопечных нашего фонда. Многих к нам отправляют органы опеки. Запросы через сайт или социальные сети тоже бывают, но гораздо реже.
Получив обращение, мы его рассматриваем и узнаем подробности. Стоит отметить, мы не занимаемся решением разовых материальных вопросов. Наша задача – помочь семье приобрести устойчивость и научиться самостоятельно справляться со своими проблемами. Для этого с семьей работают социальный педагог, психолог, юрист, могут подключаться профильные специалисты. Если семье нужна такая комплексная помощь и если взрослые члены семьи готовы действовать сами при поддержке наших специалистов, а не ждут, что им всё дадут и всё сделают за них, мы берем её в работу.


‒ Какие есть способы сохранить детей в семьях и в каком случае фонд откажет в помощи?

Подопечные фонда. Источник: сайт фонда "Дети наши"
Подопечные фонда. Источник: сайт фонда "Дети наши"
После обработки запроса в семью для первичного знакомства выезжают два специалиста. Они оценивают степень кризиса, направления работы, составляют план действий по выходу из сложившейся ситуации. Одно из важнейших условий нашей работы – партнерство. Семья должна активно участвовать и соучаствовать в выполнении этого плана.
Если семья не готова к работе, а просит просто обеспечить их какими-то материальными благами, это не решит той проблемы, которая привела их к кризису. К сожалению, есть такие семьи, которые не хотят или не готовы решать свою проблему. Здесь мы ничего не можем сделать и вынуждены отказывать.
Стоит сказать, что бывают самые разные ситуации: например, мама, у которой опустились руки, она погрязла в депрессии, постоянном стрессе, выученной беспомощности. Такую женщину мы в первую очередь выводим из этого состояния, помогаем ей и уже потом она может начать действовать. Встречаются семьи, ведущие довольно асоциальный образ жизни, но готовые работать и менять ситуацию. Каждый случай индивидуален, и по каждому принимается коллегиальное решение.
План по выходу из кризиса для каждой семьи тоже индивидуальный. В него всегда входит социальная работа: например, помощь в получении пособий, льгот, социального контракта, налаживании социальных отношений и связей (со школой, службами опеки, соседями, родственниками). А также может требоваться психологическая, юридическая поддержка, помощь в образовании детей, при необходимости привлекаем профильных специалистов: репетиторов, логопедов, профориентологов, коучей и т.д. В план могут вносить как совместные действия со специалистами, так и самостоятельные шаги семьи. Всё это обязательно фиксируется “на бумаге”, чтобы можно было контролировать продвижение к цели, которую также ставят в обязательном порядке. Например, целью может стать повышение материальной или психологической устойчивости семьи, налаживание социальных контактов семьи, улучшение детско-родительских отношений. Общим всегда является стремление сохранить детей в семье, а взрослым научиться самостоятельно справляться с проблемами.


‒ Что предпринимается, если детей не удалось сохранить в родной семье?

Если дети попали в детский дом, это очень плохая ситуация, поэтому в первую очередь необходимо сделать всё, чтобы предотвратить такой исход.
Если это всё же произошло, такому ребёнку нужен психолог, который поможет пережить травму разлуки или потери (даже при живых родителях это ощущается потерей), адаптироваться к тем условиям, в которых он оказался.
При начале работы с воспитанником детского дома мы в первую очередь оцениваем, возможно ли вернуть его в кровную семью. Если возможно, запускаем процесс по возвращению его домой. Если невозможно, и ребёнок должен остаться в учреждении, начинаем работать с ним на подготовку к самостоятельной жизни, без участия или при эпизодическом участии родителей. Предлагаем ребёнку наставника, образовательные и профориентационные услуги. Есть у нас программа социализации, когда мы объясняем на первый взгляд простые вещи, о которых дети ничего не знают, так как были изолированы от общества. Для ребят, которые уже выпустились из детского дома (обычно в 15-16 лет), у нас есть программа постинтернатного сопровождения. Мы помогаем им не потеряться во взрослой жизни, избежать мошенников, ошибок и справиться, когда всё же возникнут сложности.


‒ А как устроена адаптация детей, выпускающихся из детских домов?

Мы делаем различные социализирующие мероприятия: как тренинги для детей внутри детских домов, так и выездные мероприятия и квесты. Всё это помогает развивать различные социальные навыки, необходимые каждому человеку: как пользоваться транспортом, как записаться в поликлинику, как сходить в МФЦ, коммуникативные навыки, финансовая грамотность.
Также мы сохраняем связь с нашими подопечными после выпуска из детдома, рассказываем им, что они всегда могут обратиться в фонд и им помогут. Они могут рассчитывать на помощь психологов, социальных педагогов, юристов, на профориентационную и образовательную поддержку, а также на продуктовую помощь. Одна из самых распространенных проблем выпускников детских домов – неумение распределять финансы. Часто бывает, что деньги (пособия и стипендия) они тратят за пару недель, и у них не остается даже на продукты. Для таких ситуаций у нас предусмотрена возможность обратиться в фонд – шесть раз в год для одного подопечного. Мы представляем продуктовый набор, чтобы ребята могли без проблем дожить до момента, когда у них снова появятся деньги. Мы продолжаем сопровождать и поддерживать наших выпускников, потому что знаем, что самое уязвимое положение не у тех, кто оказался в детском доме, а у тех, кто только из него выпустился.
Большинство ребят выпускаются после 9-го класса и в 15-16 лет начинают самостоятельную жизнь, переезжая в общежитие колледжа. С этого момента у них больше нет регулярного бесплатного питания, одежды и прочих вещей, которыми их снабжали в учреждении: постельное белье, посуда, сковородки, мыло – оказывается, всё это не выдают взрослым людям бесплатно.
У любого человека, начинающего самостоятельную жизнь, возникает множество вопросов, но семейным ребятам есть, к кому обратиться. Поэтому так важно, чтобы у выпускников детских домов была поддержка сразу после выпуска.


‒ Как устроена работа фонда и в какой помощи нуждается сам фонд?

Подопечные фонда. Источник: соцсети фонда "Дети наши"
Подопечные фонда. Источник: соцсети фонда "Дети наши"
В структуре фонда три отдела:
- Программный отдел занимается содержательной частью работы с благополучателями. Руководящий состав решает, кому и как мы помогаем, и контролирует работу полевых сотрудников, специалистов, работающих непосредственно с подопечными.
- Отдел фандрайзинга и PR занимается привлечением средств на обеспечение деятельности фонда и рассказывает о нашей работе, проблемах, которые мы решаем, широкой аудитории.
- Операционный отдел отвечает за обеспечение всех процессов внутри фонда: бухгалтерия, юриспруденция, кадровые вопросы и т.д.
Важно понимать, что это не волонтерство, а полноценная работа: пятидневная рабочая неделя, сверхурочные и работа в выходные.
Сейчас мы готовим к запуску ещё один отдел – экспертный центр, который будет работать со специалистами в сфере защиты детства, помогать им повысить профессионализм, а также будет внедрять наши технологии на государственном уровне и на местах.
Безусловно, нам нужна финансовая поддержка, потому что мы фандрайзинговый фонд, это значит, работаем на те деньги, которые привлекаем.
Но существуют и другие способы помочь:
- Нам всегда нужны волонтёры-наставники для детей-сирот. Наставничество – один из наиболее эффективных видов помощи ребятам в детских домах. Это долгосрочная индивидуальная история. Наставник становится близким, значимым взрослым для ребёнка-сироты, ролевой моделью, опорой и поддержкой. То есть выполняет некоторые функции, которые должна была выполнять семья. При этом важно понимать, что отношения наставник-подопечный не имеют ничего общего с детско-родительскими отношениями.
- Несколько раз в год нам нужны волонтёры на наши выездные мероприятия.
Бывает, что мы ищем какую-то материальную помощь для наших семей, например, коляску или стиральную машинку. С подобными запросами мы обращаемся к нашему сообществу волонтёров.


Чтобы стать волонтёром или наставником ребёнка из детского дома, стоит обратиться непосредственно в
фонд. Финансовую поддержку можно оказать также напрямую, оформив платежи на сайте, или совместить благотворительность с покупками на маркетплейсе. Для этого на Ozon продаются сертификаты и товары благотворительных организаций – вся подробная информация в разделе Ozon Забота.