Каждый выпускник вуза, получив заветный диплом о высшем образовании, выходит на рынок труда. С чем он сталкивается? Что его ожидает на первом месте работы? Как он сможет начать новую трудовую жизнь, при этом раскрывая свой творческий потенциал? И наконец - насколько он готов серьезно погрузиться в работу, в коллектив и стать ценным кадром для организации?
Современный рынок труда очень динамичен: средний срок работы у одного работодателя - три-четыре года, ежегодно увольняются порядка 26 - 29% работников. А в 2022 году, по данным Росстата, доля уволившихся работников составила 33,1% - самое высокое значение с 2000 года.
Вместе с тем у работодателей довольно высокие требования к персоналу, особенно к молодежи: от молодых сотрудников ожидают серьезной квалификации, лояльности, готовности работать с полной отдачей. Далеко не все работодатели хотят вкладывать время и средства в развитие молодых специалистов. Об этом говорит тот факт, что количество вакансий для молодых специалистов с каждым годом сокращается. По данным специальных сервисов, занимающихся подбором персонала для компаний, уровень заработных плат молодых сотрудников в среднем не выше 44 тыс. рублей.
Конечно, работодателю видится, что в увольнениях виноваты сами сотрудники, которые ищут более выгодные места. При этом работодатели зачастую считают, что лучше найти нового сотрудника, чем удерживать имеющегося. Такая позиция приводит к нестабильности в рабочих коллективах и к дополнительной нагрузке на опытных сотрудников, которые вынуждены выполнять работу за еще неокрепшего новичка. С другой стороны, далеко не всегда молодые специалисты готовы в полной мере выкладываться на работе и стараться заслужить продвижение по должности и повышение зарплаты. Они считают, что лучше поискать нового работодателя с меньшими требованиями и более выгодными условиями.
Зачастую молодые специалисты, не имеющие опыта работы, на собеседованиях требуют хорошие должности и высокие зарплаты, не понимая, что они еще должны многому научиться и зарекомендовать себя как ценные кадры. В то же время едва ли стоит осуждать молодых людей за стремление искать лучшего места под солнцем. Как показывают данные Росстата, половина малоимущего населения России - это молодое поколение: почти 40% - дети и подростки и 11% - молодежь 18 - 29 лет. То есть почти 10 млн молодых людей в России живет за чертой бедности - это 28% всего молодого населения страны.
Что же нужно молодым специалистам, чтобы успешно пройти собеседование и достаточно быстро получить повышение зарплаты? Молодым специалистам требуются как профессиональные знания, так и социальные компетенции.
Как показало исследование, проведенное учеными из Финансового университета при правительстве РФ, самые востребованные социальные компетенции - это навыки коммуникации, такие как умение адаптироваться к конкретной коммуникативной ситуации, умение решать конфликты, умение понимать личные границы. Конечно, важны и эмоциональные компетенции: умение считывать эмоцию и давать обратную связь, умение выражать эмоции в той форме, которая принята у работодателя, умение преобразовывать негатив в позитив. Также важны навыки аналитики и умение работать в коллективе. Отдельно необходимо отметить важность таких социальных навыков, как умение принимать субординацию и адекватно воспринимать критику.
Ученые-психологи обращают внимание на то, что эти навыки в силу интенсивной цифровизации и большой доли сетевого общения у современной молодежи развиты недостаточно. Низкая развитость этих навыков зачастую приводит к отсутствию у молодежи уважения к мнению старших товарищей, конфликтам с руководителями и увольнению.
Вузам необходимо продолжать уделять серьезное внимание психологическим проблемам трудоустройства выпускников. Важно не только дать молодежи знания по профессии, но и сформировать у них социальные навыки, необходимые для дальнейшей успешной работы.
Однако, чтобы не быть неправильно понятыми, скажем, что мы не призываем вузы учить молодых людей смирению и угодничеству, делать все, чтобы понравиться начальнику. Мы призываем учить студентов выстраивать диалог, с тем чтобы с помощью развитых коммуникативных навыков найти хорошее место работы и в дальнейшем грамотно и конструктивно доводить до работодателя информацию о проблемах на рабочем месте, что поспособствует и развитию профсоюзного движения в нашей стране.
В свою очередь и работодателям важно помнить, что в условиях дефицита кадров необходимо создавать привлекательные рабочие места. А зачастую работодателям и самим стоит пройти обучение социальным компетенциям.
Авторы - кандидаты наук, доценты департамента психологии и развития человеческого капитала, в.н.с. Института управленческих исследований и консалтинга факультета “Высшая школа управления” Финансового университета
Ева Викентьева, Валентина Пуляева