«Совершенно не знаю — что происходит в современном российском кино за пределами мейстрима», — подумал я, и прислушался к рекомендации посмотреть.
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА»
(Россия, 2020, РЕЖ. С. СЕРЗИН). IMDb: 6.8 / Я: 7.6
Давайте сразу договоримся, что понятия Хорошее/плохое кино и Понравился/не понравился фильм — это не одно и то же. Скажем, фильм «Власть пса» — хороший, но я его не досмотрел, в данный момент состояния разума и эмоций он мне не подошел, не понравился. Что касается этого фильма.... Даже вне оценок по гамбургскому счету он мне понравился… А это важно для меня.
Чувствуется, что фильм сделан по театральной пьесе и это не абсурд Беккета или Ионеско — скорее у меня возникло сравнение с Томом Стоппардом, его «Розенкранцем и Гильденштерном». И я не стал бы проводить аналогий с творчеством Владимира Сорокина (к которому, впрочем, есть прямые экивоки и в самом фильме). Сорокин, как паталогоанатом, препарирует трупы, а здесь — хирургическая работа по живому. И во имя живого, как мне показалось.
Грош цена была бы этому фильму, если бы он просто показал нам перевертыш в стиле сорокинской «Нормы» и в духе пресловутой «Жидкой матери». Но режиссеру и сценаристу удалось сделать разностороннее по настрою полотно, где абсурд и реальность неразрывно переплетены, перетекают друг в друга.
Почти удалось избежать пошлости, риторики и прямолинейности (хотя сцена с актовым залом, как мне кажется — явно лишняя). Почти нет претензий ни к кому из актеров.
Яркий и добротный кинодебют театрального режиссера Семена Серзина и исполнителя главной роли Вадика Королева. А автор сценария этого фильма Дмитрий Данилов, кстати, как раз с этой пьесой стал лауреатом «Золотой маски».
Небольшая цитата из рецензии Анастасии Каменской (style. Rbc):
«Внимательный и чуткий наблюдатель, Данилов фиксирует приметы не только времени, но и языка, отзывающиеся в зале хохотом. Он в этой абсурдистской комедии помножен на страх — кто знает, чего ждать от сотрудников полиции, которые запросто цитируют романы Сорокина или рассуждают об экспериментальной музыке и ее жанровых границах. В этом отделении странно все. Есть здесь, к примеру, и собственный бассейн, и даже огород.
И пусть Николай по-прежнему ничего не понимает, похрустеть свежесорванным огурчиком все же не отказывается. Он — тот самый маленький человек, с которым русская культура знакома давно и хорошо. Обитает в хрущевке (с мамой), работает редактором районной газеты, в окно не смотрит, цвета стен в подъезде не замечает. Другими словами, живет на автомате, привычно следуя по маршруту Подольск — Москва со всеми остановками. Маленький человек нашего времени явно из тех, кто просыпается уже уставшим и, тихонько вздохнув, отправляется брести по заданному жизнью кругу. Что там впереди? Зачем все это?»
Резюмирую. Этот фильм достоин того, чтобы вы его посмотрели и составили собственное мнение. Рекомендую к просмотру, если не боитесь абсурда и не воспринимаете фильмы только как приятное ненавязчивое времяпрепровождение.