Это о некоторых учителях. Ага.
Под прошлой записью появились глупейшие, но, главное, лицемернейшие комментарии. Я стараюсь разгонять такой контингент "учителей" со своей страницы наплевав на всякие рейтинги и посещаемость. Но они лезут и лезут.
Приходится периодически отвлекаться на них, ибо эти комментарии и мои ответы (или молчание) видят все остальные. Для них я пишу. Тем более, что сейчас я опять в деревне. Надо довести до конца ремонт комнаты. И вот, трижды перевернув пару тонн песка (насыпать в ведра, высыпать в сито, потрясти) решил передохнуть, написав короткий текст. Из деревни длинные и концептуальные тексты писать не получается, – работа не позволяет.
Суть прошлой записи проста: ради того, чтобы привить детям/подросткам какой-то элемент воспитания или заинтересовать знанием можно и часто нужно "спуститься до их уровня".
Можно употреблять популярные среди них фразы, можно заниматься тем, что популярно у них, можно даже выглядеть похоже на них, можно слушать их песни и играть с ними в игры. Все это можно, а я настаиваю на том, что всё чаще и чаще просто нужно, необходимо делать ради того, чтобы получить их признание и уважение.
И вот это чистоплюи называют "дешёвая популярность". Во-первых, не такая уж и дешёвая, поверьте. На это нужно положить немало труда. Го-о-ораздо легче пару тонн песка перевернуть. Во-вторых, с этого работа только начинается. Специально для вас, чистоплюи поясняю, ибо это вы понятия не имеете, как такую работу делать. Дальше идет другая фаза – то, что вы бы назвали "дорогая популярность". Но это отдельный разговор и касаться данной темы не будем.
Вынужден заметить следующее. Опускаясь на их уровень - спускаясь в этот социальный ад - мы меняем только форму! Форму! Содержание каждый педагог должен хранить, как зеницу ока.
В пример приведу обожаемого мной Макаренко. У меня нет времени сейчас копипастить сюда цитаты из произведений. Откройте их сами (похоже, впервые) и, вооружившись карандашом отметьте все места, где он говорит на их языке, играет в их игры, принимает их правила, выглядит, как они и даже занимается вместе с ними противоправными на тот момент делами.
Надеюсь, у вас хватит ума не критиковать Макаренко. И не сомневаться в том, что он приводил своих воспитанников к высочайшим образовательным и воспитательным результатам. И вот во время этой педагогической метаморфозы Антон Семенович позволял себе роскошь менять форму! Потихоньку изживая из быта и общественных привычек то одну, то другую гадость.
Это простое обстоятельство может не видеть за его текстами только совсем бестолковый или вообще не заинтересованный учитель. Только перевернув отношение детей к своей персоне мы можем позволить себе переворачивать их мировоззрение!
Мне, кстати, предстоит пойти перевернуть при помощи лома бетономешалку. Надо откантовать ее на место для работы.
И это сделать уж точно легче, чем перевернуть отношение чистоплюев к обсуждаемой идее. Уж сколько я их повидал на своем профессиональном веку!
Мне эти слова (о необходимости поднимать детей на свой уровень) говорила совершенно беспомощная профессионально директриса. Когда-то она была литератором и русистом и занимала призовые места на конкурсе "Учитель года". При первой возможности сбежала в кресло директора от детей, но даже это не дало ей над ними реальной власти.
С моим приходом к ней на работу она полюбила выходить и наблюдать за тем, как я разбираюсь с детьми. Я тогда после уроков стоял на выходе и обеспечивал порядок во всей этой куче, которая ломилась на свободу, стараясь сломать турникет, не воспользовавшись картой.
По-моему, в этом видео я описывал интересные случаи как раз из той школы:
Полюбив это делать и глядя, насколько просто и уверенно это получается у меня, она решила потихоньку заняться тем же. Закончилось это так, как должно было закончиться.
Однажды она, растерянная и обескураженная, подошла ко мне и стараясь перекрыть шум перемены заговорила на ухо. Оказалось, что заметив старшеклассника который спускался не по той лестнице, по которой положено, она сделала ему замечание. Он не обратил на нее внимания, продолжая спускаться. Ее это возмутило ("Я решила, что он меня просто не слышит, потому что у него были наушники) и она схватила его за руку, повышая тон. Проявились сформированные при долгом командовании учителями привычки.
Старшеклассник не обращая на нее внимания сбросил ее ладонь со своего предплечья и пошел дальше. Так ничего и не сказав.
Этот плёвый в общем-то случай так потряс её, что она пришла излить душу.
Закончив рассказ, она немного опомнилась и попыталась объясниться. Сказала, что опасается, что ученик сообщит родителям о том, что не имеющая права хватать детей за руки директриса многое себе позволила. Но я смотрел ей в глаза и понимал (смею быть уверенным, что неплохо разбираюсь в людях): передо мной самая настоящая растерянность человека, который впервые за длительное время попытался поработать. Она настолько привыкла, что по одному моему молчаливому присутствию дети со смехом разворачиваются на этой самой лестнице перед самым выходом и идут на далекую "правильную", что решила будто бы это получится и у неё.
А мне она это рассказала, потому я очень долго, до самого последнего момента, до донышка не оставляю надежду на то, что человек исправится. Что в нем проявится что-то настоящее, цельное. И даже повинившимся отпетым мерзавцам всегда оказываю помощь, если не вижу, что они пытаются меня "развести". Ей хотелось простого человеческого участия.
Конечно, ответить ей по сути я не мог. Но по форме успокоил, сказав, что это очень сложный пацан (и это действительно было так), с которым я бы тоже повозился.
Но не прошло и месяца, как та же самая директриса извиваясь "между струйками дождя" (одна из любимых ее фраз, которую мой отец перевел на русский разговорный как "между ё...нных", – эпатирую, расслабьтесь) сказала мне ту самую сакраментальную фразу.
Вы опускаетесь до уровня детей, а нужно поднимать их на свой!
Я смотрел на нее, как на больную и вспоминал тот случай.
Обычно... обычно(!) у таких чистоплюев чистые перчатки на руках для одной цели: ничего не делать. Они ничего не умеют, не хотят учиться. И прикрываясь возвышенными фразами, ложной аргументацией и банальной софистикой элементарно отлынивают от работы.
А так как мы работаем с детьми, с людскими судьбами и, в конечном счете, с Грядущим, то их совесть покрывается копотью. Так и рождаются эти чистоплюи в белых перчатках, с черной совестью.
Хотя, наверное, бывают и чистоплюи, которые могут показать результат. Наверное бывают, просто я их не видел. Им бы взяться и описать свой опыт. Многим бы помогли... Сарказм.
Я очень часто бываю груб в комментариях. Очень часто перехожу на ты. Издеваюсь. Но это происходит только тогда, когда передо мной такой вот чистоплюй. И я всякий раз представляю, сколько же детских жизней он загубил на корню? Сколько страданий принес? Скольким подал дрянной пример? И настолько это меня иной раз заводит, что хочется высунуться в монитор и... Злой, в общем, как собака.
И вообще, по этому поводу надо бы объясниться с подписчиками. Как и по поводу того, что я "занимаюсь самолюбованием", "возомнил о себе не весть что" и т.д. Чувствую, что надо. Но сделаю это как-нибудь в другой раз. И в формате видео, чтобы уж точно посмотрели только заинтересованные...
Ликбез для учителей (делюсь собственными наработками и приёмами).
Ликбез для родителей (рассказываю, как решал проблемы с дочерью).
Экстремальная педагогика (педагогическое исследование).
Все о безопасности детей от ОБЖшника.
"Восточный фронт" (книга о том, как я работал в школах; говорят, неплохо).
Вторая книга "Восточный фронт" (пробую писать продолжение).
Всё о детской травле (больше и глубже о ней вы не прочтете нигде).
Рассказы (их не много и они все на тему участия в СВО).
Новости образования.
Анатомия ЕГЭ в лицах (о тех, кто разваливал советское образование).