Есть у Ильи Кормильцева такая пронзительная строчка:
Если нам нужно что-то ещё, кроме нас, ничего уже нет между нами.
Автор большинства текстов группы Nautilus Pompilius отлично выразил главное в отношениях мужчины и женщины - любовь - которой целый мир не нужен.
Если есть между двумя людьми эта фундаментальная установка, какие угодно внешние условия ничего не значат. Ничего не может помешать. Всё преодолевается.
Почитаем письмо Фёдора Достоевского к Аполлону Майкову от 16 (28) августа 1867 года из швейцарской Женевы. Справочная информация для лучшего понимания: не по своей вине обанкротившийся Фёдор Михайлович, который взял на себя долги умершего брата Михаила, спешно уезжает из России.
Фактически бежит от долговой тюрьмы: в то время у кредиторов было право бросить человека в «Дом содержания неисправных должников» (в просторечии «яма» или «тарасовская кутузка» в петербургском доме Тарасова). Писателю на том момент 45 лет, молодой жене Анне Григорьевне всего 21 год, разница в возрасте более чем вдвое.
Нормальное такое начало семейной жизни: разорившийся человек с каторжным прошлым, вместо хоть какого-то домашнего уюта, вместе с супругой начинает скитаться по съёмным европейским углам. Одного этого достаточно, чтобы разораться и поссориться до развода включительно.
Но и без того невесёлая ситуация усугубляется.
Фёдор Михайлович крупно выигрывает в казино Баден-Бадена:
...легкий выигрыш, - из ста франков я в три дня сделал четыре тысячи.
Анна Григорьевна умоляла меня удовольствоваться 4 000 франков и тотчас уехать. Но ведь такая легкая и возможная возможность поправить всё! А примеры-то? Кроме собственного выигрыша ежедневно видишь, как другие берут по 20 000, 30 000 франков...
Я рискнул дальше и проиграл.
Стал свои последние проигрывать, раздражаясь до лихорадки, - проиграл.
Стал закладывать платье. Анна Григорьевна всё свое заложила, последние вещицы (что за ангел! Как утешала она меня, как скучала в треклятом Бадене, в наших двух комнатках над кузницей, куда мы переехали).
Наконец, довольно, всё было проиграно.
В мировой литературе навсегда остался гениальный роман "Игрок". О жаждущем быстрых денег человеке, который в горячечном исступлении теряет последнее. Главного героя Достоевский конечно писал с себя.
Поведение жены по-хорошему поражает.
Молодая по сути девчонка, но ни скандалов, ни претензий, ни обид - всего того, что не решает проблемы, а лишь усугубляет их. Вместо этого - утешение оступившегося человека - и готовность отдать последнее.
Удивительная жизненная мудрость.
Вспомнилось из нашего времени.
Знаю человека, который внезапно потерял работу. Поиски новой затянулись. Своя большая квартира, есть что одеть и обуть, в семье никто не голодал, просто доход чуть уменьшился. Обычные временные трудности.
И за это время жена его чуть не съела живьём без соли: крики, маты, предъявы на тему, что должен "настоящий мужик"...
Но вернёмся в Баден-Баден:
Анна Григорьевна ангел, и если б Вы знали, что она теперь для меня значит. Я ее люблю, и она говорит, что она счастлива, вполне счастлива, и что не надо ей ни развлечений, ни людей, и что вдвоем со мной в комнате она вполне довольна.
Со временем дела у четы Достоевских наладились: они вернулись в Россию, разобрались с долгами, родили детей. И до последней минуты любили друг друга. Умирая, Фёдор Михайлович шепнул жене:
Анечка, я тебе даже в мыслях не изменял...
Как это красиво и правильно.
-----------------------------------------------
"Великая Отечественная Спецоперация"
Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются
-----------------------------------------------