Вавилон достиг своего расцвета при царе Хаммурапи, который объединил широкую территорию земель, сделав его государством-империей. Правление его ознаменовано созданием сборников законов.
Стоит отметить, что Законы Хаммурапи достаточно несовершенны, ведь они представляют собой сплошной текст, который не разделен на главы и статьи. К тому же он поврежден, ведь содержится на столбе из базальта, а не в письменном виде на пергаменте.
Однако ученые смогли разделить текст сборника на три части. Первой частью является обширное введение, где царь Хаммурапи фактически обращается к народу. Основная часть – это сами законы, представляющие приблизительно 282 статьи. Третья часть заключение.
Источниками, на основе которых составлялись законы, были шумерийские судебники, старое обычное право, правовые прецеденты (т.е. непосредственно какие-то правовые случаи) и текущее законодательство Вавилона.
Законы содержат степень суровости наказания, сохранение принципа талиона (наказание равным за равное или «око за око, зуб за зуб»), а также положения о применении ордалий («суд божий» или испытания огнем или водой).
В сборнике выделяется 3 основных вида преступлений:
1. Преступления против личности
Это любые деяния, причинявшие вред человеку. Различного рода членовредительства как раз наказывались по принципу талиона. Если человек повредил кому-то руку, то и ему повредят. Также, стоит отметить, что в законах есть определение неосторожного убийства. Например, врач, причинивший смерть человеку в ходе лечения, или строитель неправильно сделал свою работу, и потом пострадал человек.
2. Имущественные преступления
К этой группе относятся кража, грабеж, разбой, вымогательство, мелкое хищение и другие.
3. Преступления против семьи
Например, прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение.
Самыми страшными наказаниями за преступления были смертная казнь и изгнание. А целью вообще любого наказания было возмездие и устрашение.
Причем, как и в любом древнем праве, в Законах Хаммурапи не было различия между преступлением и проступком. Проступок отличается тем, что не является таким общественно опасным деянием. Процесс также был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили показания свидетелей, клятвы, ордалии. Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф.
Очень подробно этот сборник законов регулирует брачно-семейные отношения. Брак был действительным только при наличии письменного договора, заключенного между будущим мужем и отцом невесты. Браки заключались между свободными людьми, свободным и рабом. Дети от смешанных браков всегда признавались свободными.
Библум – брачный дар в Древнем Вавилоне. Его должен был дарить жених дарить невесте как выкуп.
Семейные отношения строились на главенстве мужа. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина не была бесправна: она могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, имела право на развод, могла вместе с детьми наследовать имущество после мужа. Но при расторжении брака дети всегда оставались с отцом.
Правоспособность женщины зависила не только от того была ли она замужем, но и еще от других факторов, например, была ли она светской женщиной или жрицей.
Еще Законы закрепляли право собственности. Выделялись такие виды земельной собственности, как царская, храмовая, общинная, частная. Способами приобретения собственности были наследование, дарение, завещание, договор.
Законы Хаммурапи – это уникальный памятник древневосточного права, который даёт нам узнать как в древности люди регулировали отношения между собой.