А может, мы просто наконец разрешили себе показывать гнев? Даже в наши дни разгневанный мужчина — это приемлемо, а разгневанная женщина — нет. Пришло время покончить с половым неравенством в проявлении эмоций.
В июле 2023 года Харманприт Каур, капитанку индийской женской команды по крикету, дисквалифицировали на два матча и оштрафовали за то, что она в порыве гнева ударила битой по крикетной калитке. Реакция соцсетей была быстрой и резкой: за выплеск эмоций Харманприт назвали «жалкой, отвратительной и глупой».
Это резко отличается от того, как люди реагируют на мужскую агрессию в спорте. Можно найти многочисленные форумы и статьи, которые восхваляют «сердитых игроков, с которыми никто не рискнёт связаться». Индийского крикетчика Вирата Кохли даже прозвали Халком, потому что «он всё время разъярён».
Мужским гневом восхищаются, его поощряют — в то время как женский гнев называют чрезмерной реакцией и объясняют недостатком самоконтроля. Это одна из главных тем моей книги «Истеричные: развенчание мифа об эмоциях полов».
На протяжении всей истории разгневанных женщин демонизировали как ведьм и колдуний. В Индии их называли «даяны» (daayan). Если женщину подозревали в том, что она даяна, — её могли сжечь на костре, повесить, водить обнажённой напоказ по улицам.
Ожидания, лежащие в основе такого варварства, не пропали и в наши дни. В соцсетях активисток постоянно называют «злобными» и «агрессивными». Я сама с этим сталкивалась. Я знаю, что женщины со всего мира с этим сталкивались.
Я говорила об этом перед слушательницами в Объединённых Арабских Эмиратах, Мексике, Индии, Китае, Японии и Австралии — и каждый раз женщины делились историями о том, как любое проявление гнева считается нежелательным и наказывается, как в результате они усваивают стыд и вину.
Женская злость рассматривается как врождённая черта личности, вытекающая из стереотипа, что женщины по своей природе более эмоциональны. Эмоции всегда делили по половому признаку. Мужчину не назовут склочной стервой и истеричкой. Эти слова предназначены для женщин, которые проявляют гнев. [А в русском языке есть слово «хабалка», которым называют исключительно женщин. Слова «хабал» нет, хотя среди мужчин полно хамов и грубиянов. Просто им так можно. А женщинам нельзя. — Лена Климова].
Когда я росла, я видела на экране индийских женщин: покорных, вежливых, ожидающих гипермужественного героя, который придёт и спасёт их. Женщины могли плакать и стонать, но не кричать и вопить. Они должны были вписываться в рамки женственности, привлекательные для аудитории.
Сейчас индийский кинематограф меняется и даёт место разгневанным женщинам — от недавнего «Приличного общества» [Polite Society, 2023] до фильмов «Любимые» [Darlings, 2022] или «Женщина» [Stree, 2018]. Но в кино преобладает идея, что разгневанная женщина обязательно начинает мстить, и я нахожу её проблематичной. Женский гнев по-прежнему редко считается допустимым.
Рассерженных женщин обвиняют в озлобленности. Это уловка: она перекладывает вину с человека, который плохо себя повёл, на женщину, которая выражает свои чувства по этому поводу. Общество возлагает на женщину обязанность изменить поведение, тем самым освобождая виновника от ответственности. Обвинение в озлобленности — это способ заставить женщину замолчать.
Когда это происходит — ощущение того, что вас не слышат, усиливается, а разочарование и гнев только растут. Это очень изматывает: необходимость и не испытывать гнев, и не демонстрировать его.
Исследование 2015 года пришло к выводу, что женщины и мужчины, выражающие гнев, по-разному влияют на людей. [Если мужчина показывал гнев, объясняя своё мнение, — люди с большей вероятностью принимали его точку зрения. Если женщина показывала гнев — люди с большей вероятностью не принимали её точку зрения. При этом аргументы у женщины и мужчины были одинаковые. Единственная причина, которая это объясняет, — половая предвзятость. — Лена Климова.]
Недавний опрос [проведённый Gallup в 2022 году более чем в 150 странах] показал, что женщины во всём мире всё чаще испытывают гнев. Я бы не согласилась: женщины всегда ощущали гнев и злость. Сейчас мы просто разрешили себе открыто выражать эти чувства.
Сомнительно, сможем ли мы изменить отношение общества к разгневанным женщинам как к «отвратительным», «жалким» или «истеричным» — если не изменим установку, которая окутывает нас, как туман: что женский гнев неестественен.
***
Этот текст написала Прагья Агарвал, перевела и пересказала Лена Климова. Источник: Pragya Agarwal. Are women getting angrier? Maybe they’re just giving themselves permission to show it. The Guardian. 4 Oct 2023.