Найти тему

Комфортная среда, или почему мой ребенок не умеет...

Для каждого родителя, его ребенок самый-самый. И это действительно так! Но что делать, когда ты видишь, что на детской площадке - Леша прекрасно лепит куличики, Соня уже вовсю сама катается с горки, а Дима говорит и говорит складно, осознанно. Каждый родитель, время от времени, хочет он того или нет, начинает сравнивать своего ребенка с другими детьми того же возраста.

Стоит ли тревожится, если чужие дети делают что-то лучше, чем ваш?

Всем родителям важно помнить, что развитие ребенка не происходит сиюминутно. Развитие - это процесс, требующий времени. Конечно, хочется что бы у твоего ребенка всё получалось, лепить куличики и пирамидку собирать, и разумеется на гаршок, да и ещё много всего. И конечно всё это будет. Но не всё сразу. Дети растут и развиваются. Что-то получается благодаря родителям, а что-то вопреки, но так или иначе, со временем ваш ребенок станет взрослым. А пока он растёт, предлагаю обратить ваше внимание, на один момент который касается каждого ребенка, да и взрослого тоже. Оглянитесь вокруг и вы увидете, что все взрослые люди из вашего окружения вполне могут собрать пирамидку, различают цвета, умеют считать и уж простите с "горшком" тоже как-то справляются. Раньше они этому научились или позже, уже не имеет никакого значения. Но говорим мы о другом, а именно: как создать фундамент, который поможет вашему ребёнку в дальнейшем, вырасти в счастливого человека с большими возможностями, широким кругозором, желанием жить, пробовать, узнавать.

Комфортная среда против развития!

"Детей нет, есть люди..." так говорил знаменитый педагог Януш Корчак. Пресловутая зона комфорта, о которой так много говорят и пишут, касается не только взрослых, но и детей, особенно в самом нежном возрасте, когда каждая мелочь имеет значение для развития. Бесспорно, ребёнок должен быть окружен любовью и заботой. У него должно быть всё необходимое, он должен быть сыт, чист, одет, обут. С ним нужно общаться, играть и знакомить с этим миром. Всё это должно быть. Мы не спартанцы, что бы отказывать ребенку в этом. Проблема в другом. Человек, по природе своей, прекрасный приспособленец. Мы создаём свой мир и делаем его удобным для себя. Чем дольше мы окружены привычным бытом, распорядком жизни, общением с одними и теми же людьми. И так, изодня в день. Тем сложнее становится привнести в свою жизнь, что-то новое. Да и зачем, всё ведь, уже хорошо. Это и есть зона комфорта. Развитие всегда предполагает - преодоление! Нам нужен свой дракон, с которым можно сразиться. Свой остров сокровищ, который нужно отыскать. Но когда дракон сражен, других мы уже не ищем. В детстве ребенку не нужно искать трудности, они и так окружают его повсюду. В возрасте  5 месяцев, перевернуться со спины на живот та ещё задачка. А ползать? А просто - встать?! Но эти задачки легко решаемы. Тело развивается и в определённый момент само поможет справиться с этим. И вот, наступает момент, когда всё что было вокруг постигнуто, а новых преград просто нет. Ребенку всё понятно, он ориентируется дома и на площадке. То что ему посильно, он с легкостью делает сам, а там где сложно, просит помощи или просто не проявляет интереса. Мир вокруг него стал понятнее и удобнее.

Зачем создавать себе сложности?

Стимул, потребность, цель. В этих трех не сложных словах, заключена суть мотивации. Физиология в любом случае будет сама требовать своё. Кесарю, кесарево. Для развития когнитивной сферы ребенка, для формирования сложных навыков мелкой и крупной моторики, требуется дополнительная мотивация. Но откуда её черпать, если окружение вокруг ребенка не подталкивает его к новым действиям. Ответ прост: нужно сменять окружение на новое и делать это периодически и привносить что-то новое в привычное постоянное окружение, тем самым обновляя его. Обновлённое окружение, вызывает интерес, провоцирует к ориентировке и стимулирует наблюдательность. Совместные игры со сверстниками дают возможность к взаимодействию и общению. Игры с родителями и более старшими детьми, стимулируют к наблюдению и подражанию, а в детском возрасте, это необходимый элемент обучения и развития. Соревновательный момент в играх провоцирует к превозмоганию в легкой форме для ребенка. А игры с младшими детьми, дают возможность проявить лидерские качества. Всё это, способствует исследованию собственных возможностей ребенка и несёт пользу для когнитивных функций.

Немного конкретики, или "всему своё время"

В процессе развития ребенка, веделяются возрастные этапы. Каждому этапу соответствует ряд способностей которые обретает ребенок. Держать, голову, хватать и бросать, переворачиваться на живот и так далее, и далее. Эти этапы закономерны и во моногом, это обусловлено физиологически. Дело в том, что так же, как на ваших глазах у ребенка формируется к примеру стопа, так и мозг ребенка продолжает развиваться. И пока стопа не будет готова, ребенок не сможет уверенно ходить. Так и с мозгом. Ребенок не сможет овладеть сложными функциями, пока его мозг не будет к этому готов. Задача родителей, дать ребенку возможность реализовать свой потенциал. Обеспечть всем необходимым для физического развития организма. Создать здоровую психоэмоциональную среду. Возможности для социального взаимодействия и т.д. Детям важен взаимный эмоциональный контакт и привязанность к родителям, они с удовольствием учатся новому и познают этот мир. И важно, показать ребенку этот мир интересным, быть с ним и оставлять ему свободу для экспериментов.

Выводы

Если развитие вашего ребенка соответствует его возрасту, бить тревогу однозначно не стоит. Чтобы развеять сомнения, всегда можно проконсультироваться с педиатром. Врач поможет понять, соответствует ли развитие вашего чада его возрасту и на что стоит обратить внимание.