Найти тему
АиФ-Ульяновск

Бедные мы, бедные! Почему в Ульяновской области такие низкие зарплаты?

   Бедные мы, бедные!
Бедные мы, бедные!

Когда речь заходит о всевозможных рейтингах, иллюстрирующих положение дел в социально-экономической сфере различных регионов РФ, Ульяновская область редко может чем-то похвастаться. Время идет, а ситуация не меняется. Судите сами...

Дохромать до среднего в ПФО

25 сентября РИА Новости опубликовали рейтинг российских городов по уровню заработных плат за первое полугодие 2023 года. Из ста населенных пунктов, включенных в исследование, Ульяновск занял «почетное» 78-е место. Для понимания: распределяя по строчкам административные центры регионов и другие крупные города, эксперты исходили из отношения средних заработных плат их жителей к стоимости фиксированного потребительского набора.

На вершине рейтинга обосновался Новый Уренгой, где средняя зарплата составляла почти 143 тысячи рублей. Согласно подсчётам, этих денег хватает на покупку шести потребительских наборов. У нас цифры куда скромнее - 46,9 тысяч рублей и 2,51 набора. К слову, годом ранее мы находились на все том же 78-м месте, а два года назад вообще на 81-м.

Получается, какой-никакой прогресс. Да и по чистой зарплате подвижки налицо - плюс 15,5% за год. Может быть, и правда когда-нибудь мы дохромаем до средних показателей ПФО, на что нас ориентируют чиновники, параллельно заключая с работодателями соглашения о повышении жалований их сотрудников. Если верить главе областного центра Александру Болдакину, то за первые семь месяцев 2023 года таких соглашений было подписано почти 350, а число работников, у которых должны были потяжелеть от этого кошельки, чуть-чуть не дотянуло до 3300.

Что добавили, то и вычли

Ещё один рейтинг из той же оперы опубликовал в своих аккаунтах депутат Государственной Думы Алексей Куринный. Народный избранник направил запрос в министерство здравоохранения РФ по поводу размеров заработков водителей скорой помощи, а полученные данные выложил в Сеть. Никакого оптимизма, по крайней мере, в нашем регионе, они не вызывают.

«Родная Ульяновская область оказалась в этом списке пятой, но с конца, - поделился парламентарий, сопроводив комментарий грустным смайликом. - Зарплата водителя скорой должна быть хотя бы не ниже зарплаты водителя такси!»

Должна-то должна, кто спорит... По итогам же 2022 года средний заработок водителей автомобилей с крестом и красной полосой в регионе составил 20 636 рублей – практически вдвое меньше, чем «среднее по больнице», то есть по региону. Вряд ли в этом году ситуация коренным образом изменилась. Впрочем, отраслей, где платят - что кот наплакал, у нас хватает. Не так давно одна знакомая бюджетница (трудится в системе высшего образования) посетовала: работы завались, а как зарплату поднять – обойдётесь, в одну графу пару сотен добавят, из другой вычтут – конечный результат тот же.

Застряли в восьмидесятых

Вообще же низкие зарплаты – проблема для региона хроническая. По словам доктора экономических наук, заведующего кафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ Анатолия Лапина, начиная с середины девяностых Ульяновская область по уровню средней заработной платы находится в последней трети регионов в стране.

«В чем причины такого положения - вопрос, на который я сам удовлетворяющего меня ответа найти не могу, - признаётся эксперт. – Однако несколько факторов, сказавшихся на ситуации, я выделить могу. Первое: с конца 1950-х до середины 1990-х население Ульяновска увеличилось с 200 тысяч человек до 700 тысяч. Люди приезжали строить мемориал, «Авиастар», другие крупные предприятия. Когда эти проекты были завершены, люди остались не у дел – переизбыток рабочей силы привёл к безработице. В таких условиях работодатели не видели смысла платить сотрудникам высокие зарплаты. Эта тенденция, зародившаяся почти 30 лет назад, сохраняется по сей день. Руководители предприятий по привычке рассматривают выплату зарплат персоналу не как инвестиции в человеческий капитал, а как издержки, которые нужно минимизировать. Такая парадигма была характерна для мировой экономики 1960 – 1980 городов, но ульяновские предприятия в ней застряли. Второй фактор – с 2001 года в регионе регистрируется миграционный отток. Талантливые предприниматели, организаторы, высококвалифицированные специалисты стали уезжать, в результате производительность труда сильно упала, и это отразилось на зарплатах. Следующий фактор: население нашего региона – одно из самых возрастных в ПФО (старше нас только Пензенская область). А возрастная рабочая сила, как известно, менее инновационна и производительна, зато более отягощена хроническими заболеваниями и т.п. Этот факт тоже негативно сказывается на производительности труда и зарплате».

И ещё: по доле убыточных предприятий наша область занимает в Приволжье второе место – таким организациям поднимать зарплаты просто не на что.

Чтобы не заканчивать материал на минорной ноте, добавим толику позитива. По информации Банка России, Ульяновская область стала единственным регионом ПФО, где инфляция в августе снизилась.