838 подписчиков

Три истории Смоленского Лютеранского кладбища в Петербурге

В этом месте сосредоточилось сразу несколько, более, кажется, никак не связанных меж собой, историй Петербурга.
Смоленское Лютеранское кладбище
Смоленское Лютеранское кладбище

Первая история - мистическая...
Многократно говорилось и о том, что #Петербург построен на болоте и о том, что построен он на костях тех, кто его строил. Так вот, в значительной степени и то и другое - чистой воды выдумка и вот здесь, на северо-западной оконечности города, на краю речки, некогда не имевшей названия, в петровские времена действительно было болото, точнее,
весьма опасная и даже страшная трясина. Но, поскольку трясина эта являлась частью любимого острова Петра, Васильевского, того самого острова, который вознамерился царь превратить если не в Венецию, то хотя б в новый #Амстердам, то повелел провести мелиорацию - нарыть каналов и осушить тем самым болота.

Васильевский остров при Петре Первом
Васильевский остров при Петре Первом

Как мы знаем, из нескольких десятков каналов прорыли всего один, да и тот засыпали, однако, расширили ту самую безымянную тогда речушку, что проходила через жуткое болото - и поработали так славно, что полегли сотнями.

Тела погибших на ниве мелиорации Васильевского острова никуда не ввозились - на краю острова, на месте той самой жуткой трясины, обрели они вечный покой.

Надо сказать, что уже вскоре, в #царствование Анны Иоанновны, это место обрело недобрую репутацию. Сказывали, что погребённые там, не отпетые, не могут обрести тот самый покой - и в темные туманные ночи призраки их ходят по #Васильевскомуострову, издавая невероятные звуки и пугая случайных прохожих.

В царствование Анны Иоанновны, это место обрело недобрую репутацию
В царствование Анны Иоанновны, это место обрело недобрую репутацию

И вот тогда, в середине XVIII века, решено было освятить эту землю и официально придать ей статус кладбища. Так был заложен храм в честь иконы Смоленской Божьей матери, речка без названия обрела имя - Смоленка. #Кладбище, разумеется, стало называться Смоленским.

Но, только души первых строителей успокоились, только #призраки их перестали будоражить воображение и играть на нервах жителей Васильевского острова, как приключилась новая напасть!

Впрочем, это совсем другая история и мы к ней вернемся
через какое-то время.

А сейчас - о временах Анны Иоанновны, - темных и, прямо скажем, жестоких. Полжизни эта императрица, насильно выданная замуж за болезного остзейского принца, потеряв мужа по дороге в его владения, прожила среди немцев, исповедовавших лютеранство. И вот, при организации кладбища на Смоленке, не позабыла о тех, с кем жила и... Заодно учредила тут же, рядом с православным (речь о нем, кстати. Пойдет в одном из следующих роликов, так что, подписывайтесь, чтобы не пропустить)… Так вот, учредила она рядом с православным еще одно кладбище - для иноверцев, проще говоря немцев - так появилось Cмоленское лютеранское кладбище – по которому мы сейчас совершаем виртуальную прогулку.

Анна и немцы
Анна и немцы

В середине XVIII века повелением императрицы Анны, главный архитектор Петербурга Трезини, отводит участок близ Смоленки под захоронения иноверцев. Почему - здесь? Все очень просто: подобно тому, как в Москве сформировалась немецкая слобода (ныне Лефортово), так и в строящемся Петербурге, еще со времен царя Петра Великого, сложилась своя немецкая слобода - на Васильевском острове. В петровские времена этот остров был центром северной столицы. Здесь располагались министерства (коллегии) империи, здесь построил свой дворец первый губернатор города, #АлександрДаниловичМеншиков, здесь планировалось создание северного Амстердама. Здесь и обосновались инородцы на русской службе - сословие, по тем временам, осень привилегированное.

Тучкоов буяян, в XIX веке ошибочно именовался «дворец Бирона» — бывшее здание пеньковых складов, выстроенное в 1763—1772 годах на одноимённом островке в русле Малой Невы, памятник раннеклассической петербургской архитектуры
Тучкоов буяян, в XIX веке ошибочно именовался «дворец Бирона» — бывшее здание пеньковых складов, выстроенное в 1763—1772 годах на одноимённом островке в русле Малой Невы, памятник раннеклассической петербургской архитектуры

Кстати, #дворецБирона - гражданского супруга императрицы Анны и негласного правителя всея Руси, находился тоже на Васильевском. Равно как и дом первого архитектора северной пальмиры, #ДоменикоТрезини.

И здесь же, на севере Васильевского острова, решено было их погребать...

И все бы ничего, но случилась та самая #страшнаявещь, о которой говорилось ранее и которая в корне изменила быт и нравы петербуржцев: на город обрушилась холера!

Местом погребения умерших от холеры - а их были тысячи! - избрали именно Смоленское! Основные захоронения проводились на православном Смоленском - но и лютеранскому досталось! В силу чего, самые #старые_погребения до наших дней не сохранились: для обеззараживания, территория кладбища была густо засыпана негашеной известью и практически превратилась в пустыню...

В этом месте сосредоточилось сразу несколько, более, кажется, никак не связанных меж собой, историй Петербурга. Первая история - мистическая...-6

И тут самое время вспомнить НАШЕ ВСЕ - Пушкина! Со Смоленским кладбищем Пушкина связывают целых три истории! Первая, непосредственно восходящая к упомянутой холере: скончавшуюся от сей злобной напасти экономку поэта и няню его сестры Ольги (а вовсе не самого Александра Сергеевича, как ошибочно полагают многие) - Арину Родионовну, похоронили в общей могиле на Смоленском православном. Пятерых казненных декабристов - среди которых был приятель и соперник Пушкина - Рылеев, закопали возле Смоленского лютеранского, на неосвещённой земле (известно, что Пушкин тайно посещал могилу)!

А третья история связана с лейб-медиком императора Николая Первого, фон Арендтом - тем самым лекарем, что по мере сил и возможностей облегчал предсмертные муки поэта после дуэли с Дантесом. Так вот, его могила и по сей день имеется на Смоленском лютеранском! Правда, ее #Пушкин уже не смог посетить...

Брюловы...
Брюловы...

Помимо уже упомянутых, здесь #похоронены :

#ФедорБрюллов - художник, родной брат знаменитого Карла, великий инженер #Бетанкур, основоположник первого стационарного цирка #Чинизелли ... Первый был обрусевшим итальянцем; второй французом; третий фичинцем - швейцарским итальянцем - но все они обрели #вечный_покой именно здесь...

Бетанкур...
Бетанкур...

Еще здесь можно найти могилы основателя Одессы Де Рибаса; основателя ортопедии - Вредена; полярника первопроходца - Литке, канцлера - Нессельроде... Есть на надгробиях и русские имена - например, великого почвоведа Докучаева...

Могила основателя Одессы...
Могила основателя Одессы...

Но все это - дела давно минувших дней, история, слегка покрывшаяся пылью забвения - а ведь Смоленское лютеранское совсем недавно приобрело статус культового места по совершенно иной причине. И об этом - третья история!

Современность ворвалась на Смоленское лютеранское, как сартровская #свобода - кулаком пробив брешь в бытии. Шли 90-е, только-только распался СССР, и некогда великая киноиндустрия «#Ленфильм » влачила жалкое существование – такое же точно, как и #Смоленскоекладбище . Им суждено было встретиться волею режиссера Алексея Балабанова. Именно в это время Балабанова посетила идея фильма "Про уродов и людей" – восхитительно-несовершенного шедевра, идеально передающего атмосферу декаданса начала XX века. Там был герой - загадочный немец Иоган, фотограф и перверт - буквальное воплощение зла и тлена. #Балабанов так проникся темой русских немцев, что обыграл ее и в остросовременном, на тот момент, «Брате».

А где поселить нынешних питерских немцев, потомков того самого Иогана? Разумеется, на Смоленском лютеранском! Тогда совершенно заброшенное, заросшее бурьяном, оно стало идеальной кинодекорацией - тем паче, что и беседка, а на самом деле, склеп генерала Фон Бекмана, как нельзя лучше подходила для разговоров о том, «что для русского хорошо, для немца – смерть»... Теперь уже никто не помнит этого Фон Бекмана, зато все знают и ходят к беседке «Брата».

Теперь уже никто не помнит этого Фон Бекмана...
Теперь уже никто не помнит этого Фон Бекмана...

Плюс ко всему, надгробия здесь, хоть и покосившиеся и потрепанные временем, но – шедевры, процентов 40 от общего числа! - Шедевры мемориальной архитектуры и скульптуры. Саркофаги из черной габры, #рыдающие_ангелы , #готические_склепы ... Но более всего #монументы на могилах имитируют постамент Медного Всадника - знаменитый гром- камень. Почему?

 монументы на могилах имитируют постамент Медного Всадника - знаменитый гром- камень.
монументы на могилах имитируют постамент Медного Всадника - знаменитый гром- камень.

Так вот: оригинальный постамент для памятника царю Петру задумала Екатерина Вторая, урожденная София Августа Фредерика - немка, принявшая русскую веру. Дальняя родственница прусского короля Фридриха Великого. Она очень хотела прославиться во всем - в том числе и первым монументом в Петербурге, способным затмить иные монументы. И придумала пьедестал в форме волны. Потом был в Лахте найден огромный валун, немного обработан под гребень волны... Установлен на Сенатской площади. Молния, попавшая в него, создала трещину, и поныне заметную. Так постамент получил название гром-камень. А век спустя, в XIX столетии, оригинальная форма этого постамента стала модной среди могильных дел мастеров. В основном, немецких - возможно, в силу подсознательного уважения к императрице-соотечественнице...

на границе островов - Васильевского и Голодая
на границе островов - Васильевского и Голодая

И вот то странное чувство, какое испытываешь здесь, на границе островов - Васильевского и Голодая, известного в советские времена, как остров Декабристов: вроде, как находишься в России, вроде не пересекал никаких границ - но обилие надписей на иностранных языках, некоторые из которых выбиты готическим шрифтом, звучание фамилий тех, кто погребен под плитами, крестами и мавзолеями, все это рождает странное чувство, будто находишься не на невских берегах, а где то там - то ли в низовьях Рейна, то ли в верховьях Мозеля или Майна... Так, несмотря на запреты и закрытые границы, можно с головой окунуться в европейское прошлое, в европейскую вечность...

Смоленское Лютеранское кладбище
Смоленское Лютеранское кладбище

А сегодня... Сегодня Смоленское лютеранское уже утратило статус актуального кладбища: здесь давно никого не хоронят, меж могил растет бурьян: крапива, сыть и папоротник, гуляют ветры с невского взморья... Гуляют готы, пугая своим присутствием редких туристов, пришедших воочию посмотреть на беседку «Брата»... Все заросло... Как будто #цивилизация обернулась вспять и то, что было частью культуры, вернулось в лоно природы - и так странно, в 15-20 минутах от центра Петербурга наблюдать этот тотальный декаданс...