Порой иным кажется - и это постепенно переходит в острую уверенность - что вся наша российская история кишмя кишит личностями странными, загадочными, не просто неоднозначными, но распадающимися, в исторической перспективе, на множество личностей, - иные из которых пребывают в страшном антагонизме по отношению к другим - и все - внутри одного индивида!
Обратимся к исторической личности - не из самых первых и очевидных, но к личности, которая, возможно, и личностью-то никакой не была, но, тем не менее, знает о ней каждый житель России, от мала до велика, если не с детского сада, то уж точно со школьной скамьи! И, что самое интересное, несмотря на эту всероссийскую известность, исторических, документальных данных об этой странной личности практически не сохранилось - что не помешало ей, этой, стало быть, личности, обзавестись личным музеем и даже предполагаемым местом захоронения!
Хотя, признаться, личность эта и впрямь почти мифическая!
...До сих пор никто точно не знает ни имени ее, ни фамилии, ни точной даты рождения, ни места оного, ни даже рода занятий - что не мешает ей оставаться одним из краеугольных камней российской словесности!
В данных научные сотрудники, все поголовно, расходятся. То ли 10, то ли 22 апреля, то ли 1758, то ли 1761 года, то ли в деревне Лампово Копорского уезда, то ли - селе Суйда - гатчинского, то ли вообще на некоем хуторе, родилась в семье Родиона - то ли Яковлева сына, то ли – сына Матвеева, некая то ли Иринья, то ли Арина...
Правильно! Речь идет о самой знаменитой няне русской истории, Арине Родионовне Яковлевой - иногда называемой Матвеевой, той самой бедной старушке буйной младости моей, с которой, если судить по стихам, так любил иной раз выпить Пушкин.
Поскольку эта личность, согласно легенде, няня самого Александра Сергеича, оставить ее без биографии было б делом нехорошим - и биография ее - даром, что, в общем-то, по сути, обычной крепостной крестьянки, начала составляться еще в 19 веке - а уж к 1937 году, году столетия смерти Пушкина, обросла такими точными подробностями, каковых не найдешь у иных политических деятелей и литераторов российских!
И вот, согласно этой самой официальной биографии, на основе ныне утраченных ревизских сказок, означенная Арина Родионовна (которую, само собой, по отчеству звать никак не могли - крепостным отчества вообще не полагалось, отчество у них превращалось в фамилию - да и то, лишь у мужчин. Женщины ж обводились именем, да и то, как правило, неполным - и наша героиня, стало быть, как минимум до замужества, величалась, вероятно, просто Аришкой или Аришей...
Ну, да ладно, не суть! Изначально, по рождению, точнее, по родителям, принадлежала она к крепостным Фёдора Матвеевича Апраксина, того самого генерал-адмирала, который был первым главой русского флота. Но уже через год она со родители, перешла во владение Абраму Ганнибалу - знаменитому арапу Петра великого, к тому моменту уже вышедшего в отставку в чине генерал-аншефа.
И вот уже тогда случился ее с родителями переезд из Суйды в Кобрино - имение Ганнибала, дарованное последнему крестным отцом - то есть, Петром Первым.
Впрочем, на самом деле, это тоже миф 👻: в реальности крепостной Ганнибалов Арина свет Родионовна стала лишь после замужества с неким Фёдоровым, из ганнибаловских крестьян - и случилось это в 1781 году, кстати, в том же году арап Петра великого преставился после тяжелой продолжительной болезни - так что непосредственно его крепостной наша Ариша вообще не была, перейдя сразу к его сыну, Осипу Абрамовичу, отцу Надежды Осиповны, то есть, матери нашего всего. И в этой самой деревне Кобрино гатчинского уезда, в имении Осипа Ганнибала, она родила четверых детей - что, в общем-то подтверждено документами.
Итак, в браке с Матвеем Фёдоровым (по иным данным, Фёдором Матвеевым) у них родились Степан, Егор, Надежда и Мария. Судя по всему, это произошло именно в Кобрино, в обычной крестьянской избе, которая - увы, не сохранилась. Но сама деревня пережила и XVIII и XIX и даже XX века.
И дома, точнее, избы, не меняли внешнего, а иные и внутреннего вида, практически нисколько, и вы могли в этом убедиться, просмотрев предыдущие кадры. Это как в Японии, где деревянные строения в Киото - некогда столице, имеют точно такой же вид, как 200, 500, 700 лет назад.
Японцы, с их почитанием духов предков, то есть, религией синто, которую не смогли полностью уничтожить ни буддизм, ни христианство, всерьез уверены, что материал и подлинность строений не значат ровным счетом ничего - что достаточно воспроизвести здание - замок, храм - да что угодно - в точности, и это будет то самое строение - об этом, как раз, правда, в несколько ином аспекте, писал великий Юкио Мисима в романе Золотой храм.
Впрочем, не будем отвлекаться от канвы. Из 2-х фактов: проживания в деревне Кобрино и наличия в современном Кобрине более-менее аутентичных крестьянских изб, мы получили в дар дом музей Арины Родионовны - в экспозиции которого, кстати, можно даже полюбоваться на реконструкцию люльки - той самой, где некогда, более 2-х веков назад, ее рука качала четверых детей...
Такая вот русская -или японская? - история...
В общем, жила в Кобринском домике Арина Родионовна с мужем, детей рожала, а в перерывах, по барской нужде - во всяком случае, так гласит официальная биография - отправлялась в услужение - работала кормилицей маленького сына барыни - кудрявого Сашеньки, а позже - не менее кудрявой, но далеко не столь знаменитой Оленьки...
Так вот, если доподлинно известно, что кормилицей Пушкина Арина Родионовна быть не могла по возрасту, то ведь нет и никаких данных о том, что она была его няней! Известно лишь, что она нянчила старшую сестру поэта, Ольгу, в замужестве Павлищеву. Известно, что, прожив в браке менее 20 лет, она овдовела, на 41 году жизни. Известно, что в 1811 г Ганнибалы продали Кобрино и переехали в псковскую губернию, купив там Михайловское, которое было подальше от Петербурга и подешевле... И вот там, в Михайловском, вдовую Арину Родионовну сделали экономкой - то есть, по-старому, ключницей. Помните фразу из "Иван-Василича" про водку, которую ключница делала? Так вот, в обязанности Арины Родионовны, вероятно, входило и это самое занятие - и именно поэтому, а вовсе не потому, что Арина Родионовна страсть, как любила выпить, и обратился к ней Пушкин со словами про "выпьем с горя, где же кружка"!
И именно поэтому она, во время ссылки поэта, присутствует в Михайловском - где ж еще находится экономке?
А вот насчет того, что именно ей мы обязаны знаменитым сказкам Пушкина, это, конечно, чистый миф! Во-первых, большинство из них - из сказок, имеют распространенные сюжетные элементы, так, например, Золотой Петушок - это просто стихотворный пересказ новеллы Вашингтона Ирвинга, Сказка О Царе Салтане основана на творчестве Ариосто И Тассо (и на StranTV есть преинтереснейшее видео из Флоренции – как раз по этому поводу). Что же касается сказок Пушкина, то единственное оригинальное произведение в ряду перечисленных - о золотой рыбке, - так и вообще восходит к арабским сказкам... их Пушкин читал во французских переводах...
Но, быть может, именно миф - самое важное звено в самоидентификации? Правда, историческая правда, которая, к тому ж практически и недоступна - ну кому она нужна? Изучать влияние на творчество Пушкина авторов - от античности до ренессанса, от барокко до романтизма - право, скучно! Гораздо интересней возвести сказочные сюжеты пушкинских творений к русской устной традиции, рупором которой и объявить пресловутую Арину Родионовну... собственно, именно с этого, в начале советской эпохи, и началось возвеличивание так называемой няни Пушкина - а уже потом начали присобачиваться к этому мифу материальные артефакты.
...И здесь особенно хочется порекомендовать к просмотру🎬 фильм StranTV, где своими глазами, на 12-й минуте, можно увидеть то, что - ни в сказке сказать, ни пером описать. 👍
Теперь, конечно, о «предании» все забыли, и предание стало фактом! И – не просто фактом, а АРТЕ-фактом! 💥
Далее - очередь личных артефактов, назовем их духовно-материальными. К ним относится уже увиденная нами молитва Арины Родионовны, которая под стеклом хранится в домике-музее, и текст которой явно навеян сказками Пушкина (кто не успел прочесть, вернитесь на несколько минут назад, пересмотрите!), и даже деревянным истуканам понятно, что молитва сия никак не может быть предшественником пушкинских сказок. И, конечно, письма Арины Родионовны к Пушкину. С письмами история особая.
Вообще, нет никаких свидетельств о том, что Арина Родионовна была обучена грамоте!
А иные письма, хранящиеся в музее, под стеклом, весьма странные, с современной орфографией и столь же современным синтаксисом... И чрезвычайно хорошо сохранившиеся. Из них явствует, что сама Арина Родионовна испытывала к Пушкину прямо-таки материнские чувства, превосходящие ее чувства к своим родным чадам. А вот нежные сыновьи чувства Пушкина к ней документально не подтверждаются. Да он даже на похороны ее не явился.
Конец Арины Родионовны тоже покрыт мраком. Известно лишь, что умерла она в Петербурге, в 1828 году и была похоронена на смоленском кладбище, на котором, помимо прочего, хоронили жертв холеры. Но стала ль эта болезнь причиной ее ухода или она скончалась попросту от старости - неизвестно.
...Как неизвестен и ее реальный облик - ибо портреты Арины Родионовны атрибутированы ей гораздо позже, уже после смерти всех тех, кто был с ней знаком (и ведь не просто так в этом фильме собраны все возможные ее изображения – за что, кстати, авторам всех этих изображений – превеликая благодарность!).
Итого, в сухом остатке - лишь прекрасный, сентиментальный миф о доброй и любящей няне, которая вдохновляла поэта. Но, вполне возможно, что миф для истории, тем более, истории России, гораздо важнее правды.
Но самым главным достижением мифа о пушкинской няне, является участие в его раскрутке известного сатирика Михаила Задорнова. Который в последние годы жизни настолько всерьез увлекся Фолкхистори - у нас называемой альтернативной историей - что даже снял фильм о своем вИдении происхождения Руси.
Но мало кто знает, что тот же Задорнов проинициировал и профинансировал открытие 2х памятников Арине Родионовне – один из них в селе Воскресенском - где, по некоторым данным она родилась - (это уже третье предполагаемое место). Еще один памятник, который который встречается в этом фильме, - в городе Пушкине, к которому Арина Родионовна вообще никакого отношения не имеет. Каждый из этих памятников изображает нашу героиню с юным Пушкиным. Лицезреть эти памятники вы сможете воочию, кликнув по этой ссылке.
А правда такова: учитывая отсутствие реальных документальных подтверждений бытия Арины Родионовны на планете Земля, окромя пары строчек в сочинениях Пушкина, учитывая отсутствие ее могилы и справки о смерти, единственным материальным слЕдом этой женщины остается рисунок Александра Сергеевича, где, по непроверенным данным, поэт начертал ее профиль... Точнее, два профиля – видоизменённые в перспективе времени. Плюс, конечно, потрясающая рифма: старушка-кружка. Вот и все. А прочее - от лукавого.
#домикняниПушкина #АринаРодионовна #Гатчинскийрайон #Кобрино #памятникипоставленныеЗадорновым #альтернативнаяистория #фкйковаядостопримечательность #абылалистарушка #кудасъездитьизПитера #подПетербургом #рупоррусскойсловестности #насобманывают #русскояпонскаяистория #Пушкининяня #няняпушкина #культура #литература #интересноекино