Найти тему
Изнанка образования

Нужны ли малокомплектные школы?

Оглавление

С одной стороны, конечно, школа в селе - это благо. Это - то, что не даёт окончательно умереть деревне. Даже если это - всего-навсего малокомплектная школа.

Но маленькие школы, где учатся 10-15 ребят, обходятся крайне дорого. Содержание здания в соответствии со строгими современными нормативами, регулярный ремонт, обеспечение учебным оборудованием, оборудование кухни и столовой выливаются в миллионы.

Фото с сайта akrasdia.ru. Малокомплектная школа
Фото с сайта akrasdia.ru. Малокомплектная школа

Я знаю одну сельскую кирпичную двухэтажную школу, где учатся всего 10 человек детей. Четыре класса-комплекта. Работают 3 учителя, но нуждаются в четвёртом. Однако в маленькую отдалённую деревню специалиста не заманишь.

Оплата труда учителей в малокомплектных школах

С моей точки зрения, работа в малокомплектной школе - это просто рай для учителя. По факту, ты работаешь индивидуально с каждым ребёнком. И шансов не донести до ребёнка учебный материал просто нет. А оплата идёт почасовая. То есть, работаешь ты с 2-3 детьми, или с тридцатью - не имеет значения.

А оплата за классное руководство? Это же прелесть! Вот в той малокомплектной школе, о которой идёт речь, работают 3 учителя, все - пенсионеры, а классов-комплектов - 4. Значит, один из учителей является классным руководителем сразу в двух классах. И получает оплату за два класса. Оплата за классное руководство установлена 5000 рублей (иногда ещё доплачивают регионы, но наш не доплачивает). Количество детей в классе не важно. Так вот, в крупных школах получают по 5000 учителя, руководящие классами по 25-30 и более человек. А в нашей малокомплектной учитель получает 10000 рублей за два класса, в которых в сумме учится - ТАДАММ! - 3 (ТРИ!!!) ребёнка. Как вам такой расклад?

5000 - за 25-30 учеников и 10000 - за троих! И всё по закону, и изменить или обойти закон никак нельзя!

Неплохо живут за счёт других школ

Говоря откровенно, маленькие деревенские школы обкрадывают другие школы муниципального образования. Об этом не принято говорить. Но это так.

Не нужно быть большим математиком, чтобы подсчитать, что подвоз 10 ребят в школу соседнего села обойдётся гораздо дешевле. И содержание автобуса станет в более скромную сумму, чем содержание здания школы.

При закрытии школы деньги, сэкономленные на содержании школы и оплаты труда учителей, пойдут в общий "котёл", из которого получают зарплату и содержат школы муниципалитета. Следовательно, все другие учителя будут получать более высокую зарплату. Те, что работают в классах по 25-30 человек, а не по 2-3 ученика.

Однако закрыть школу - крайне не просто. Для этого нужно много оснований, и, прежде всего, такое решение должен принять сельский сход граждан. Но сельский сход, понятно, никогда такого решения не примет. Каждому родителю удобнее, чтобы ребёнок обучался рядышком.

Качество образования в малокомплектных школах

Однако, как показывает жизнь, качество образования в малокомплектных школах никогда не бывает высоким. Хотя - казалось бы! - ведь там фактически индивидуальное обучение. И результаты должны быть высокими.

"Варение в собственном соку", отсутствие здорового соперничества среди учащихся и учителей ведёт к понижению планки. И тот уровень, который в маленькой школе кажется вполне приемлемым, на фоне уровня детей из больших школ оказывается печально низким. Это демонстрируют и результаты сдачи ОГЭ девятиклассниками из малокомплектных школ.

Нахождение ребят в маленьком, не меняющемся коллективе, кроме всего прочего, плохо сказывается на их способностях к социализации.

В общем, лично я вижу в малокомплектных школах больше "минусов", чем "плюсов". А вы как считаете?