Статья написана Богданом С. под общей редакцией трейдера Станислава. Редактор трейдер Станислав уменьшил объём текста и количество фотографий, а то уж слишком было много для статьи. И внёс некоторые прочие правки разного характера, не влияющие на общий смысл.
Предисловие
При подготовке данного материала был использован источник, датированный последним десятилетием прошлого века. По моему желанию автор "согласился” пока остаться неизвестным. Имя этого автора, который оставил память о себе своими научными монографиями, ещё до Великой Отечественной войны про Петергоф, я сообщу позднее. Автор этой монографии, о котором я узнал ещё со школьной скамьи, будучи слушателем при подготовительном факультете Русской Истории ЛГУ им А. А. Жданова, имеет право на доверие. Автор этой книги пользовался сохранившимся доступным архивным и другим документальным материалом по Истории строительства и возведения и восстановления после разрухи в годы ВОВ этого здания.
Особо хочу отметить, что при подготовке своих работ я использую только напечатанные источники информации и только собственноручно сделанные мной фотографии с мест событий + отсканированные материалы путеводителей посещённых мной достопримечательностей. Сведениями из Википедии стараюсь не пользоваться.
Уникальный Приоратский дворец
архитектурное сердце дворцово-паркового ансамбля Приорат уцелело, несмотря на жестокие удары времени.
Название дворца, восходящее к старинному монастырскому и рыцарскому должностному чину, связано с примечательным историческим событием – принятием Павлом I в 1798 году титула главы – гроссмейстера, или великого магистра духовного рыцарского ордена Иоанна Иерусалимского (втоорое название - Орден госпитальеров). Члены ордена, основанного в XII веке, в период крестовых походов в Иерусалим, в начале XVI века захватили небольшой остров Мальта в Средиземном море, где владычествовали до 1798 года, и откуда их изгнали войска революционной Франции. К этому времени в России находилось немало эмигрантов-монархистов, покинувших Францию после 1792 года, когда там свершилась Великая буржуазная революция. Одним из руководителей монархистов являлся принц Конде. Его загородную резиденцию Шантийи посещал Павел, ещё будучи наследником престола. Конде был приором Мальтийского ордена. Поэтому в начале 1797 года в России было учреждено «великое приорство». Для капитула ордена в Петербурге отвели бывший Воронцовский дворец, встроив в него по проекту Дж. Кваренги в 1798-1800 годах православную церковь и возведя рядом католическую капеллу. Одним из главных декоративных элементов этих сооружений был восьмиконечный Мальтийский крест, концы которого имеют очертания ласточкина хвоста.
Павел I всемерно подчёркивал отношение к своему титулу и положению гроссмейстера. Об этом напоминает портрет императора, написанный С. Тончи, где он изображён в мантии, с короной, увенчанной Мальтийским крестом, и таким же большим крестом на груди.
Закономерно, что наряду с представительством ордена в столице Павел пожелал, чтобы в его любимой загородной резиденции в Гатчине появился дворец для принца Конде – приора рыцарского ордена.
Проектирование поручили Н.А. Львову.
Выбор оказался удивительно удачным. Львов, исключительно одарённый и образованный человек, проявивший себя как литератор, художник, поэт, музыкант, технолог, смог поднять обычную постройку до высоты вдохновенного романтического творения.
С исключительной точностью было выбрано место для белостенного здания – на 150-метровом перешейке между двумя озёрами (оз. Чёрное, которое ближе к пр. 25 Октября и Дворцовому парку, и оз. Филькино (раннее название этого озера — Глухое), которое дальше от указанных объектов — Б. С.), который находится на самой нижней отметке окружающего рельефа.
Дворец состоит из основного корпуса и скомпонованной с ним башни, как бы вырастающей из общего массива. Благодаря разновысотности примыкающих друг к другу четырёх объёмов создаётся своего рода ритмическая игра, которую подчёркивают вертикали дымовых труб, шпиля и высокие с крутыми скатами кровли.
Вся композиция отмечена исключительной цельностью и единством, необходимостью каждой части и детали. Компактность дворца и его архитектурного и природного окружения создаёт иллюзию, что он находится на островке, это давало образную перекличку с островом Мальта – оплотом рыцарского ордена.
Главный, западный, фасад дворца обращён к Чёрному озеру; он монолитно соединён с подпорной стеной из пудостского камня, развёрнутой на 327 метров и акцентированной по краям рустами. Отрезок подпорной стены, совпадающей с фасадом, укреплён четырьмя контрфорсами, которые конструктивно усиливают прочность сооружения и одновременно придают ему черты фортификационного строения. Над левой частью подпорной стены возвышается двухэтажный объём с высокой четырёхскатной мансардной кровлей. В каждом этаже его по три окна. Им соответствуют три окна мансарды. На простенке между вторым и третьим окнами второго этажа был прикреплён большой чёрный металлический герб Российской державы – двуглавый орёл, грудь которого украшал белый Мальтийский крест. Этим знаком в равной мере отмечалось назначение здания и представительность лицевого фасада.
Богатый по пластике, ритмическим и линейным очертаниям главный фасад рельефно выступает на фоне окружающих деревьев и зеркально отражается в глади озера. Примечательно, что дворец не только зрительно, но и функционально связан с Чёрным озером: в подпорной стене сделан проём – вход на маленькую пристань.
Визит великого магистра Мальтийского ордена (и его памятные медали) Мэтью Фестинга в Приоратский дворец 1 Октября 2015 г. Листайте.
Восточный фасад обращён ко двору и воротам. Он трактован как сочетание двух объёмов – двухэтажного на пять прямоугольных оконных проёмов и одноэтажного. Они завершаются высокими кровлями, большей и меньшей длины по коньку, что отражает разновеликость двух связанных между собой объёмов здания и разбивает монотонность гладкого фасада.
Северный фасад, словно вырастающий из озера, решённый единым блоком, по-своему оригинален. В этом кроется одна из тайн привлекательности облика Приората, в котором нет повторов и каждая точка обзора рождает ощущение новизны восприятия.
Экспозиция залов на первом этаже Приоратского дворца
В силуэт здания особую ноту вносили завершения кровли – пять шаров на концах коньков и девять дымников с флюгерами над печными трубами. Этот аккорд шаров и флюгеров завершался как бы плывущим в облаках шаром и флюгером башни.
Интерьеры Приоратского дворца логично вписаны в его объёмы. В первом этаже находится шесть помещений. Четыре из них имели парадное назначение. Главный интерьер – так называемая «шестиугольная» (она совпадала с одноэтажным объёмом западной части здания) и два одинаковых квадратных помещения - «комнаты напротив шестиугольной», с шестью окнами, и «комната угловая», с пятью окнами. На втором этаже, куда вела каменная в двадцать четыре ступени лестница, было также шесть комнат, из них две – парадные. Они точно соответствуют по размерам и планировке интерьерам, находящимся под ними. Повторялись даже наименования. Высота комнат в обоих этажах практически одинаковая – в среднем 3 метра 75 сантиметров. Достаточная высота и площадь в сочетании с большой освещённостью придают дворцовым интерьерам подчёркнутую соразмерность и уют. При всей сдержанности внутренних помещений Приората в них была и определённая представительность: декорированные искуственным мрамором стены, оконные коробки и откосы с различной расколеровкой. В трёх помещениях потолки имели столярную декоративную обработку в виде кессонов различной геометрической конфигурации – квадраты, треугольники. Каждый кессон заполнялся резной розеткой с шаром, который в документах называется «репей». Декоративность потолков усиливалась цветом – разным в каждом интерьере – и позолотой рельефных деталей.
Из второго этажа можно было подняться на чердак и оттуда по особой лестнице выйти на открытую галерею с балюстрадами, ведущую в башню.
Фрагменты макета Мальтийского госпиталя САКРА ИНФЕРМЕРИЯ в Валлетте. листайте галерею.
Меблировка интерьеров Приората производилась под руководством и, возможно, по проектам Н.А. Львова. В обстановке преобладали мебель красного дерева с золочением и настольные осветительные приборы с хрустальными подвесками. Судя по описи мебельного убранства Приората, оно было типичным для русского художественного интерьера конца XVIII столетия и во многом походило на обстановку комнат Гатчинского дворца.
Особый интерес являла собой сложенная из парицкого камня башня. В восьмигранный объём высотой до крыши семнадцать метров, со стенами толщиной более семидесяти сантиметров вписана винтовая лестница,, состоящая из восьмидесяти восьми ступеней. По ней поднимались на пятый ярус, откуда из окон открывалась панорама Приоратского и Дворцового парков.
В юго-восточном углу ограды Приората находится небольшое здание, частично заглубленное в земляной склон. Разновысотность двухскатных кровель выявляет, что оно состоит из двух объёмов. Действительно, имеющее общие стены и вход строение состоит из двух помещений – кухни и служб. Как во многих загородных павильонах, пища готовилась в отдельно стоящих зданиях, а разогревалась непосредственно перед подачей в кухне на первом этаже Приората. Зодческая одарённость Львова проявилась и в этой сугубо утилитарной постройке. Её габариты рассчитаны таким образом, что она усиливает впечатление масштабности дворца.
В колористическом решении дворца и его окружения преобладает белый цвет стен и красный – кровель. Но к моменту его постройки цветовая палитра была значительно богаче. Сверкали позолотой шары и флюгеры на крышах, яркой окраске кровель отвечала черепица поверх ограды. Деревянные выкрашенные охрой ворота были созвучны алому и чёрному цвету сорока одного столба, врытого вдоль ограды.
Приоратский дворец имеет ещё одно название – Земляной дворец. Это второе его наименование раскрывает не менее примечательную, чем художественно-архитектурная, строительно-инженерную особенность здания. Дело в том, что дворец, стена и кухня построены Н.А. Львовым с применением «землебита» - прессованной и просушенной земли.
Это не было следствием прихоти заказчика или капризом архитектора. Львов прекрасно знал историю строительной техники, и в частности землебита, которая восходит ещё ко временам Древнего Рима. В Америки и в странах Западной Европы находились и сохранились до нашего времени здания, возведённые с применением прессованной земли. Интерес к землебитному строительству отразился в изданной в 1790 году книге архитектора Ф. Коантеро, описавшего технологию возведения подобных сооружений. Уже через четыре года эту работу в полном переводе получили русские читатели. Львов стал одним из наиболее активных и последовательных проповедников землебита, внедряя его самым широким образом в строительство и готовя для этой цели специальные кадры. Самым лучшим способом доказать прочность этого строительного материала и убедить в его достоинстве было выполнение “высочайшего заказа” в царской резиденции. Сначала в 1797 году вблизи павловска по проекту Львова строят землебитную “хижину” для фаворитки Павла I фрейлины Е.И. Нелидовой. Затем в Гатчине проводится публичный опыт. По указанию архитектора за несколько дней возвели землебитную стену. Придворные дамы пытались продырявить её зонтиками, а офицеры – разрушить палашами. Стена выдержала натиск, и Львов получил возможность без дальнейших задержек выполнить свой смелый замысел. В 1797 году были заключены контракты и составлены сметы, Летом следующего года велось интенсивное строительство, в 1798 году шла отделка интерьеров. 15 Января 1799 года Гатчинское городовое правление приняло законченный дворец, а Летом его полностью меблировали.
Несмотря на обилие документов, только непосредственное изучение Приоратского дворца в связи с подготовкой к реставрации позволило точно исследовать его конструкции и соотношение применённых материалов, главный из которых – землебит. Фундамент дворца сложен из известкового камня на известковом растворе на глубину около двух метров. Над ним идёт каменный цоколь, образующий пояс до начала оконных проёмов. Сверху положен слой глины, смешанной с соломой, который служит до сих пор отличной гидроизоляцией. Выше идут стены, которые изготовлялись методом набивки: земля насыпалась в опалубку слоем не более 16 сантиметров, а затем прессовалась трамбовками, уменьшаясь в объёме в два раза.
Следует отметить конструктивные особенности подпорной стены. В данную часть её основания горизонтально положены брёвна диаметром 27 сантиметров, пропитанные особой каменноугольной смолой, изобретённой Львовым. Над брёвнами идёт ряд лещадных плит. На плитном слое сложены из блоков известнякового камня две стены – вертикальная задняя и наклонная передняя. Между ними засыпана забутовка – камень и известь. Поверх подпорной стены устроен изоляционный слой из глины, смешанной с соломой.
Из землебита были построены ограда, сторожки и кухня.
Приоратский дворец не стал летней резиденцией принца Конде – приора Мальтийского ордена. Долгие годы он служил обычным запасным гостевым дворцом, которым почти не пользовались, но тщательно сохраняли. В 1880-х годах для размещения в нём придворных певчих дворец был реставрирован и частично реконструирован. После 1917 года Приорат использовался в основном как дом отдыха, как районный краеведческий музей.
В 1941-1944 годах дворцу был нанесён существенный ущерб оккупантами. Проведённые в спешке консервационно-восстановительные работы не принесли долговременных результатов, и здание пришло в упадок. Только в начале 1980-х годов началась подготовка к капитальной реставрации, которую проводили специальные научно-реставрационные мастерские “Росреставрация”.
Н.А. Львов в своё время писал: “Земляное битое строение, как для удобности в постройке, так и для прочности своей, требует почти особого рода архитектуры, хотя простой, но в простоте своей довольно красивой и прочной”.