Найти тему
Сравни

Электронная подпись: кому и в каких случаях нужна

Оглавление

Большую часть услуг сейчас можно получить в электронном виде. Достаточно оформить для этого электронную подпись. Вот зачем она может понадобиться обычным людям.

Что такое электронная подпись и какая она бывает

Электронная подпись — это цифровая комбинация данных, с помощью которых можно определить личность. То есть работает она как обычная подпись человека, только в цифровом мире. Её можно сравнить с вводом логина и пароля на сайте или вводом кода из СМС.

Электронная подпись бывает:

  • простая
  • усиленная неквалифицированная
  • усиленная квалифицированная.

Простая электронная подпись (ПЭП)

🔐Примеры подписи

  • Логин и пароль для авторизации на каком-либо сайте.
  • СМС-код для входа в личный кабинет.

🧑🏻‍💻 Кому нужна

Любому, кто пользуется сервисами в интернете, например:

  • совершает онлайн-покупки через мобильный банк;
  • подтверждает заказ услуги на Госуслугах или других подобных сервисах.

📑 Как сделать

Создаётся за пару минут в любом нужном сервисе. Для этого нужно заполнить данные о себе. Срока давности нет, ей можно пользоваться сколько угодно.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП)

🔐 Примеры подписи

  • На онлайн-договорах и дистанционно заключённых контрактах.
  • Во внутреннем электронном документообороте компании, например на кадровых документах.
  • В документах на дистанционный заказ и оплату услуг.

В целом неквалифицированная электронная подпись означает, что документ подписан определёнными людьми в определённое время и после этого не может быть изменён.

🧑🏻‍💻 Кому нужна

  • Тем, кто подаёт документы на налоговый вычет на сайте налоговой службы.
  • Сотрудникам компаний, которые работают с деньгами и документами удалённо.

📑 Как сделать

1. На сайте налоговой службы в личном кабинете. В него можно войти с помощью подтверждённой учётной записи на Госуслугах. Если электронной подписи нет, то для получения услуги, например налогового вычета, система автоматически перенаправит вас на страницу создания подписи. Это бесплатно и делается примерно от одного часа до суток. Подпись действует один год, после чего потребуется делать новую.

-2

2. Самостоятельно через мобильное приложение «Госключ». Это тоже бесплатно. Нужно иметь учётную запись на Госуслугах, скачать приложение, зарегистрироваться в нём и создать электронную подпись с помощью учётной записи. Эта подпись действительна для всех площадок, интегрированных с Госуслугами.

3. Самостоятельно с помощью бесплатных криптографических сервисов, например OpenSSL, VeraCrypt, Signal, GNU Privacy Guard (GPG). Однако важно понимать, что если вы пользуетесь подписью, сгенерированной с помощью такой программы, она не имеет юридической силы. То есть, например, не может быть доказательством в суде.

Юридическую силу имеют только электронные подписи во внутреннем документообороте компании, если на это у компании есть соответствующий договор. И подписи на специальных сервисах, связанных с Госуслугами и налоговой службой.

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП)

🔐 Примеры подписи

  • В договоре купли-продажи имущества, например квартиры.
  • В электронных счетах-фактурах.
  • При дистанционной подаче документов в вуз.
  • При работе с цифровой трудовой книжкой.

В целом это самый надёжный вид электронной подписи, который подтверждён специальным бумажным или электронным документом, отвечающим требованиям ФСБ. Её всегда учитывают в судах и налоговых инспекциях.

🧑🏻‍💻 Кому нужна

  • Тем, кто оформляет сделки с недвижимостью в Росреестре.
  • Индивидуальным предпринимателям и руководителям компаний.
  • Тем, кому нужно дистанционно подавать документы, например для зачисления в вуз, или дистанционно обратиться в суд.

📑 Как сделать

1. В МФЦ лично — это самый простой способ, где всё делают за вас, но не бесплатный. Квалифицированная электронная подпись без носителя стоит в среднем 1000 ₽, а с носителем — около 3000 ₽. Цены устанавливает аккредитованный удостоверяющий центр.

2. Самостоятельно дистанционно и бесплатно через мобильное приложение «Госключ». Для этого понадобятся ещё загранпаспорт нового образца на 10 лет и смартфон с NFC-модулем.

3. ИП и руководители компаний не могут воспользоваться вышеперечисленными способами. Им обязательно нужно делать усиленную квалифицированную электронную подпись только лично в налоговой службе. Это бесплатно.

Читайте также:

Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной