Известные артистки редко берут фамилию супруга, хотят сохранить свою уникальность, самобытность. До брака Василия Шукшина с Лидией Федосеевой у 26-тилетней женщины уже был опыт в профессиональной и семейной жизни. 25-го сентября Лидии Николаевне исполнилось 85 лет. Солидная дата – это еще один повод вспомнить роли народной актрисы, ее общественную деятельность после 10-тилетнего союза с великим режиссером, актером и сценаристом.
Его любовь дала ей силы
В 1974 году на руках у вдовы остались маленькие дети, девочки-погодки Маша и Оля. Лидия Николаевна устроилась в московскую труппу театра-студии киноактера, где проработала почти 20 лет. Через 2 года после смерти мужа Федосееву-Шукшину увидели в фильме Сергея Никоненко «Трын-трава» (1976 г.), с режиссером в главной роли.
По сценарию Виктора Мережко ее героиня – Лидия Калашникова, будучи замужем, испытывала нужду в романтических отношениях. У мужа не получалось создать ей другую атмосферу, как у студента-биолога Горячева (актер Николай Бурляев). Зато, Степан Калашников остался верен жене.
Сергей Петрович интересно вспоминает о проходящих съемках. Лидия Николаевна «разогревалась» в роли через несколько дублей, а ее партнер Бурляев, наоборот, самую лучшую игру выдавал в начале. Приходилось приглашать на площадку Шукшину часа на 2 раньше Николая Петровича.
Фильм «Позови меня в даль светлую» (1977 г.) режиссеры Герман Лавров и Станислав Любшин сняли по рассказу Шукшина. Она тут одинокая Груша Веселова с ребенком, которую старший брат (актер Михаил Ульянов) пытается выдать замуж. Разве другая сыграла бы так гармонично и проникновенно?
Другой образ
В общей сложности, у киноактрисы Лидии Николаевны около 80 ролей. Исторические фильмы и экранизация литературных произведений из ее фильмографии:
- «Хождение по мукам» (1977 г.).
- «Маленькие трагедии» (1979 г.).
- «Юность Петра» (1980 г.).
- «Демидовы» (1983 г.).
- «Мертвые души» (1984 г.).
- «Крейцерова соната» (1987 г.).
- «Виват, гардемарины!» (1991 г.).
- «Графиня Шереметева» (1994 г.).
- «Петербургские тайны» (1994, 1998 гг.).
- «Князь Юрий Долгорукий» (1998 г.).
- «Вечера на хуторе близ Диканьки» (2001 г.) и многие другие.
В 1988 году актрисе вручили нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой» за роль в фильме о национальном герое «Баллада о Янушике». В 1995 году Федосеева-Шукшина выдвигалась в депутаты Государственной Думы РФ, ее молодая партия не набрала должного количества голосов и не прошла требуемый «порог».
В ноябре 1996 года Лидия Николаевна в составе миротворческой мисс посетила Чечню. Народная актриса встречалась с Президентом республики Асланом Масхадовым. С 2005 года актриса является председателем жюри Всероссийского кинофестиваля «Виват, кино России!».
Гордо неся знаменитую фамилию Шукшина, Лидия Николаевна продолжает увековечивать память советского писателя, патриота родной земли. После ухода мужа-режиссера, открывшего в ней новый образ, она не сломалась. Вырастила дочерей, Мария Шукшина стала Заслуженной артисткой РФ (2008 г.). Своей плодотворной творческой карьерой Лидия Николаевна доказала самостоятельность. Она смело примеряла на себя ряд других сценических типажей.
Мне нравится в фильмах Василия Макаровича созданный им для супруги образ простой, доверчивой русской женщины – Нюры в «Печках лавочках» (1972 г.), Любы Байкаловой в «Калине красной» (1973 г.). Но Лидия Николаевна великолепна, статна и в царских нарядах, и в роли немки или польки. Она всегда играла женщин, наделенных внутренней силой. Ее жизнь после смерти Шукшина показала, что такой она и есть на самом деле.