Тридцать лет назад в Москве трагическими событиями завершилось противостояние Верховного совета и Кремля. Длилось оно полтора года и привело к вооружённым столкновениям на улицах столицы, штурму московской мэрии и телецентра «Останкино», а завершилось расстрелом из танков Белого дома. Жертвами стали сотни убитых (сторонники Верховного совета до сих пор говорят о тысячах жертв).
Неоспоримый факт – те октябрьские дни чётко разделили историю страны на «до» и «после». Россия получила новую Конституцию и стала президентской страной, где уже не было и быть не могло никакого двоевластия. К чему это в итоге привело, мы можем наблюдать тридцать лет спустя, когда власть в стране фактически сосредоточена в руках одного человека, а законодательная, исполнительная и судебная власть подчинены исключительно его интересам.
Каждые пять лет общественность, которая помнит те октябрьские дни, задаётся уже традиционным вопросом: «А что было бы, если бы…?». Если бы Руцкой и Хасбулатов победили и отобрали власть у Ельцина? Жили бы мы сейчас в другой стране?
Давайте рассуждать.
О Руцком, Хасбулатове и их сторонниках в либеральной (проельцинской) прессе принято говорить как о мятежниках и преступниках. Что в общем-то не соответствует действительности. Преступниками их назвать нельзя, потому как не было суда, который бы признал их таковыми. О государственном перевороте говорить не приходится, ибо эти люди на тот момент были вполне законной законодательной властью (вот такой каламбур), наделённой значительными полномочиями. Детонатором октябрьских событий, как мы помним, стал печально знаменитый ельцинский указ о роспуске Верховного совета. Нарушив Конституцию, именно Ельцин едва не развязал гражданскую войну, которую потом сам же остановил расстрелом Белого дома, и кровавая баня со всеми вытекающими в итоге не хлынула за пределы Москвы.
В последние годы в либеральных кругах принято говорить о том, что именно октябрь-1993 породил того Путина с ничем и никем не ограниченной властью, которого мы наблюдаем сегодня. Так ли это? Да, новая Конституция в 1993-м составлялась под президента, который становился по сути единоличным царём всея Руси. Президент получил право распускать парламент, выразивший недоверие правительству вопреки президентской воле. В принятии законом последнее слово тоже остаётся за главой государства, который может его подписать или же нет.
Но, как говорится, есть нюансы. Первая Госдума новой России приняла постановление об амнистии Руцкого и Хасбулатова, просидевших в Лефортовской тюрьме всего лишь несколько месяцев. Приняла вопреки требованию президента Ельцина этой амнистии помешать. Не помешали. Бояре против царя, которому в итоге пришлось подчиниться. И, кстати, оба вышли без запрета заниматься в дальнейшем политической
деятельностью.
Разве сегодня возможно такое представить? Как и инициированный в 1999-м году думскими коммунистами импичмент Ельцину. Импичмент, как известно, не прошёл – не удалось собрать достаточно голосов. Но то, что такое было возможно, сегодня кажется невероятным. Кто бы в нынешней
Думе посмел заикнуться об импичменте Путину? Просто в те годы Госдума, в отличие от сегодняшней, ещё была местом для дискуссий. Что до возможной победы Руцкого и Хасбулатова, то здесь 30 лет спустя всё представляется вполне очевидным. Сегодня уже понятно, что при этом раскладе мы получили бы годы безвременья, кровавой смуты и гражданской войны с непредсказуемым исходом. Люди, окружившие себя свитой вроде генерала-антисемита Макашова, не способны были управлять страной и не соображали, что им с этой страной делать. Достаточно вспомнить их риторику и попробовать объективно оценить решения, которые они принимали в те судьбоносные октябрьские дни. Непомерные амбиции и личная неприязнь к Ельцину в тот момент взяли верх над здравым смыслом и готовностью к компромиссам. Для политика – это путь к краху. С их победой это стало бы крахом для России. Аргумент «зато тогда не было бы путинского режима» не выдерживает никакой критики – просто детский лепет. Страна не была бы другой – её бы просто не было. По крайней мере в том виде, в каком она существует сейчас. Как мы видим, уроки из тех событий 1993-го извлекли не столько победители в лице Ельцина и его окружения, сколько преемники этих победителей.
Голос Кремля Песков накануне заявил, что повторение октября-1993 в нынешних условиях невозможно. И всем понятно, почему. Чтобы подобного никогда не случилось, достаточно было сделать весь парламент карманным, Верховный суд – ручным, силовиков – прикормить, а независимую прессу выбросить в мусорную корзину. И Конституцию ту самую, ельцинскую дописать, подправить и вывернуть на свой лад так, как выгодно. Причём же тут Ельцин? Он хотя бы попытался привить стране демократию. О том, что с этой демократией его последователи сделают потом, десятилетия спустя, в октябре 1993-го никто и представить не мог….
Авто публикации Наталья
https://www.9111.ru/questions/7777777772829068/