Найти тему

Формирование художественной коллекции в Воронеже

Друзья! Продолжаем нашу рубрику #история_ВОХМ_90 . Сегодня поговорим об одной из первых воронежских рисовальных мастерских, которую возглавлял известный художник Лев Соловьёв.

В конце XIX века организация выставок Товарищества передвижных художественных выставок была уже обычным делом. В 1874–1899 они экспонировались в залах Дворянского собрания (находилось по адресу ул. Чайковского, 3) и Реального училища (ул. Студенческая, 36) при участии произведений известнейших российских живописцев: В.Ф. Амона, А.П. Боголюбова, В.М. Васнецова, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, И.Е. Репина.

Дворянское собрание, вторая половина XIX века
Дворянское собрание, вторая половина XIX века
Реальное училище, вторая половина XIX века
Реальное училище, вторая половина XIX века

С начала 1890-х годов одним из наиболее заметных очагов художественного знания стала мастерская Льва Григорьевича Соловьева (ок. 1837–1919), создавшего при своем доме общедоступный учебный класс для любителей изобразительного искусства. С педагогической и наставнической деятельностью Соловьева связано начало практических занятий искусством впоследствии известных художников: А.А. Бучкури (1870–1942), Е.А. Киселевой (1878–1974), А.В. Куприна (1880–1960), Н.Ф. Петрова (1872–1941), П.Д. Шмарова (1874–1950), М.С. Федорова (1870–1941).

Александр Бучкури. У цирка. 1936
Александр Бучкури. У цирка. 1936
Елена Киселёва. Город Будва. Югославия. 1920-е
Елена Киселёва. Город Будва. Югославия. 1920-е
Александр Куприн. Бахчисарай. Минарет с луной. 1950-е
Александр Куприн. Бахчисарай. Минарет с луной. 1950-е
Павел Шмаров. Тройка. 1892
Павел Шмаров. Тройка. 1892
Николай Петров. В Крыму (Весной)
Николай Петров. В Крыму (Весной)

Вся жизнь Соловьева была проникнута стремлением служить общественным интересам и высокому нравственному идеалу. Будучи идейным сторонником передвижничества, он в 1872–1878 годах, посещая Петербург, занимался в классах Академии художеств в качестве вольнослушателя, неоднократно представлял на выставки Общества поощрения художников свои произведения. Его работы, в частности, «Зимняя дорога», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар» находили живой отклик у его земляка и друга И.Н. Крамского и у художников его круга.

1892 году в Воронеже был создан Кружок любителей рисования и живописи, а в 1893 году при нем в залах Дворянского собрания была открыта Воскресная бесплатная рисовальная школа, которую возглавил Л.Г. Соловьев. Вместе с художником М.И. Пономаревым (1834–1913) он вел в ней занятия по живописи, рисунку, композиции до 1907 года. Соловьев, выросший в простой крестьянской среде, прекрасно владел острым образным словом.

Лев Соловьёв. Автопортрет
Лев Соловьёв. Автопортрет

Соловьев, настойчиво требовавший от своих учеников кропотливой работы над рисунком, натурным этюдом, сам систематического художественного образования не получил. Однако он сумел создать в Воронежской бесплатной рисовальной школе атмосферу, располагавшую к серьезному отношению к искусству. Значение этой школы, все еще недостаточно известной широкой общественности, но ее деятельность заслуживает самой высокой оценки ввиду огромного вклада в развитие городской изобразительной культуры.

Лев Соловьёв. Вид на город Воронеж с реки
Лев Соловьёв. Вид на город Воронеж с реки

Начинавшие свои первые живописные опыты под руководством Соловьева Павел Шмаров, Николай Петров стали академиками живописи, Александр Куприн уже в советское время был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, член-корреспондента Академии художеств СССР. Художественному собранию города Соловьев пожертвовал все свое живописное собрание – около 200 собственных произведений и работ учеников школы. Дар художников положил начало отделу воронежских художников в Губернском музее.

#ВОХМ_90