Друзья! Продолжаем нашу рубрику #история_ВОХМ_90 . Сегодня поговорим об одной из первых воронежских рисовальных мастерских, которую возглавлял известный художник Лев Соловьёв.
В конце XIX века организация выставок Товарищества передвижных художественных выставок была уже обычным делом. В 1874–1899 они экспонировались в залах Дворянского собрания (находилось по адресу ул. Чайковского, 3) и Реального училища (ул. Студенческая, 36) при участии произведений известнейших российских живописцев: В.Ф. Амона, А.П. Боголюбова, В.М. Васнецова, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, И.Е. Репина.
С начала 1890-х годов одним из наиболее заметных очагов художественного знания стала мастерская Льва Григорьевича Соловьева (ок. 1837–1919), создавшего при своем доме общедоступный учебный класс для любителей изобразительного искусства. С педагогической и наставнической деятельностью Соловьева связано начало практических занятий искусством впоследствии известных художников: А.А. Бучкури (1870–1942), Е.А. Киселевой (1878–1974), А.В. Куприна (1880–1960), Н.Ф. Петрова (1872–1941), П.Д. Шмарова (1874–1950), М.С. Федорова (1870–1941).
Вся жизнь Соловьева была проникнута стремлением служить общественным интересам и высокому нравственному идеалу. Будучи идейным сторонником передвижничества, он в 1872–1878 годах, посещая Петербург, занимался в классах Академии художеств в качестве вольнослушателя, неоднократно представлял на выставки Общества поощрения художников свои произведения. Его работы, в частности, «Зимняя дорога», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар» находили живой отклик у его земляка и друга И.Н. Крамского и у художников его круга.
1892 году в Воронеже был создан Кружок любителей рисования и живописи, а в 1893 году при нем в залах Дворянского собрания была открыта Воскресная бесплатная рисовальная школа, которую возглавил Л.Г. Соловьев. Вместе с художником М.И. Пономаревым (1834–1913) он вел в ней занятия по живописи, рисунку, композиции до 1907 года. Соловьев, выросший в простой крестьянской среде, прекрасно владел острым образным словом.
Соловьев, настойчиво требовавший от своих учеников кропотливой работы над рисунком, натурным этюдом, сам систематического художественного образования не получил. Однако он сумел создать в Воронежской бесплатной рисовальной школе атмосферу, располагавшую к серьезному отношению к искусству. Значение этой школы, все еще недостаточно известной широкой общественности, но ее деятельность заслуживает самой высокой оценки ввиду огромного вклада в развитие городской изобразительной культуры.
Начинавшие свои первые живописные опыты под руководством Соловьева Павел Шмаров, Николай Петров стали академиками живописи, Александр Куприн уже в советское время был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, член-корреспондента Академии художеств СССР. Художественному собранию города Соловьев пожертвовал все свое живописное собрание – около 200 собственных произведений и работ учеников школы. Дар художников положил начало отделу воронежских художников в Губернском музее.
#ВОХМ_90