«Я жил в аду, дайте теперь пожить в раю» - именно с такими словами обратился к судье во время своей заключительной речи 86-летний уфимец Фаткулла Исхаков. Пожилой мужчина ничуть не преувеличивает: за свою долгую жизнь он натерпелся боли, лишений, унижений. 13 лет в тюрьмах за преступление, которое не совершал, и более 50 лет борьбы за честное имя. Мучения оказались ненапрасными: пенсионер не только добился полной реабилитации, но и отсудил 31,6 миллионов рублей в качестве компенсации морального вреда. Хотя и это суммы, по его мнению, недостаточно.
ВИНОВЕН
Фаткулла Исхаков родился в 1937 году в небольшой деревне Большие Каркалы в Башкирии. Жизнь его текла своим чередом: окончил семь классов, работал в колхозе, где был на хорошем счету. Но невезенья начались уже в 19-летней возрасте – в 1956 году его осудили за кражу.
- Судили меня и еще двух моих друзей за то, что, когда мы были 15-летними пацанами, съели чужой мед, - сокрушается пожилой уфимец. – А когда это вскрылось через несколько лет, тогда и посадили.
Провел в заключении он два года и свято клялся, что никогда больше ни в какие авантюры влезать не будет. Фаткулла вернулся в родительский дом, а вскоре и привел туда красавицу-невесту, которая ему поверила и родила сына. Каков же был шок всех близких и родственников, когда в мае 1959 года за ним снова пришла милиция. И на этот раз по гораздо более серьезному поводу - покушение на убийство двух и более лиц.
По версии следствия, Фаткулла ночью напал на своих соседок с топором и нанес им раны лица. Ни мотива, ни причины для подобного у мужчины не было, но милиция сразу решила идти по пути обвинения соседа с криминальным прошлым. К тому же, на пиджаке Фаткуллы нашли чужую кровь. Это и стало главным доказательством следствия.
Что происходило дальше, пенсионер и сейчас вспоминает со слезами. Он долго не признавался и настаивал на своей полной невиновности, хотя в тот момент от него уже отвернулись все.
- В КПЗ били, до сих пор шрамы на голове остались. Как они издевались надо мной! А все показания свидетелей были написаны вручную на татарском языке, чтобы люди не смогли прочитать, что там написано, - говорит пенсионер.
Мужчина с ужасом вспоминает, как спал на холодном бетонном полу, как его кормили объедками со стола, как даже привели жену, угрожая, что та пойдет по статье как соучастница, если не выдаст мужа. Приводили и маленького сына с загипсованной ногой, пытаясь надавить на задержанного. В итоге, в октябре 1959 года Народный суд Миякинского района БАССР все же признал Фаткуллу Исхакова виновным в покушении на убийство двух и более лиц и приговорил его к 15 годам лишения свободы.
- Сидеть было тяжело. Голод, побои, спал на голом каменном полу, крысы бегали. Шесть лет сидел по одиночным камерам, потом по лагерям, по ссылкам, - вспоминает уфимец. – Спал по три часа, а остальное время думал – за что все это со мной? Кто испытал все эти невзгоды, тот никогда прежним стать не сможет.
За время заключения Фаткулла Исхаков успел побывать в колониях по всей Башкирии. Все это время он не терял надежды на пересмотр приговора и каждые три месяца писал письма генеральному прокурору Башкирии, но каждый раз получал ответ: «Виновен. Приговор оставить без изменений».
Отсидев 13 лет, Фаткулла все же досрочно вышел на свободу за примерное поведение и трудолюбие, так как в колонии трудился на производстве в комбинате.
ЖИЗНЬ С НУЛЯ
Как оказалось, возвращаться было некуда. Не выдержав переживаний, в 28 лет скончалась супруга. Старшего сына воспитывали бабушка с дедушкой, но подросток так и не смог смириться с потерей родителей и стал беспризорничать. Очень много времени Фаткулле потребовалось, чтобы восстановить общение с сыном.
- Я тогда две недели отдохнул и сразу на работу вышел. Сыну всего 15 лет, его кормить, одевать, поднимать на ноги нужно было, - вспоминает мужчина. – В родную деревню вернуться не смог, остался в Уфе. Работал на производстве, дослужился до начальника транспортного цеха. Но я забыл, что такое улыбаться. Ни радости, ничего я уже не чувствовал. Меня живым закопали в могилу, разорили мое гнездо, лишили всего, что было так дорого…
Со временем Фаткулла нашел в себе силы двигаться дальше и даже снова женился: у него родились дети (доподлинная судьба старшего сына от первого брака неизвестна, Фаткулла предпочитает не затрагивать эту тему. – Ред). Никто из новых родных не знал о тяжелом прошлом уфимца, пока его дочь спустя много лет не наткнулась на архивы выписок материалов дела и судебных постановлений. То, чего так боялся мужчина, случилось, но семья поддержала его в стремлении вернуть свое честное имя. Теперь они решили сражаться вместе.
РОКОВАЯ КРАСОТКА
А в 2012 году и вовсе случилось то, что никто не ожидал. Настоящий преступник, не выдержав угрызений совести, сам лично написал явку с повинной на имя прокурора. Сказать, что это шок – ничего не сказать. Наконец-то раскрылась правда того злополучного дня. Наиль Саитбатталов жил по соседству с Фаткуллой, и, как выяснилось, именно он засматривался на красотку, которая поселилась через пару домов.
- Ох, и красивая же Марьям была! Косы длинные, глаза черные, как ночь, приветливая, добрая, - вспоминает в разговоре с «Комсомолкой» Фаткулла Исхаков. – Помню, Наилю тогда было 18 лет. Ухаживал за ней, цветы каждый день дарил, но Марьям любила местного гармониста и на ухаживания не отвечала.
Обиженный поклонник в один из вечеров решил закрыть эту историю и сделать так, чтобы на девушку никто больше не смотрел. Подговорил приятелей, выпили самогона для храбрости, а когда наступила ночь, приступили к исполнению плана – нужно было пробраться в дом и изрезать лезвием Марьям ее красивое лицо. Все шло как по маслу: пока друзья стояли у двери «на шухере», Наиль пробрался в спальню – там спали Марьям, ее мать и подруга, оставшаяся в гостях с ночевкой.
- Я открыл проволокой дверь, зашел. Смотрю, спят втроем. Взял лезвие, порезал Марьям лицо, хотел, чтобы никто с ней не дружил. Мать и подругу порезал по одному разу, – через много лет будет давать показания следователям Наиль Саитбатталов.
По странной логике ревнивца, он бы быстро скрылся с места преступления, а все должны были подумать на нынешнего парня Марьям. Таким образом, он бы и от конкурента избавился, и самой девушке отомстил.
Однако вышло все иначе, чем предполагал отвергнутый Наиль. Проснувшись от резкой боли, Марьям в ужасе бросилась за помощью и… забежала в дом к соседу Фаткулле. Пока рассказывала ему о случившемся, пара капель крови с лица девушки попала на пиджак, который мужчина с вечера повесил на стул.
Дальнейшие показания девушки о том, что ее сосед невиновен, и она сама прибежала к нему за помощью, никто из следствия даже не принял во внимание: мол, находилась в шоке, все могла забыть и перепутать. А вот ее мать и подруга заявили, что в темноте не разглядели лица нападавшего.
- Сам же Наиль и его приятели тоже дали показания против меня. Мол, видели, как ночью я пьяный выхожу со двора Марьям, - тяжело вздыхает Исхаков. То есть молодые преступники и стали ключевыми свидетелями обвинения.
Почти сразу, как Фаткуллу осудили, Наиль Саитбатталов уехал в Мордовию и поселился в небольшой деревушке под Саранском. Личная жизнь у мужчины не сложилась, он был женат несколько раз, но быстро разводился, детей тоже не было. Словно в наказание за свое преступление, Саитбатталов потерял несколько пальцев на руке (той самой, что и резал девушек) И всю свою жизнь терзался угрызениями совести за свои проступки.
Несмотря на признание, уголовное дело против пожилого мужчины возбуждать не стали – слишком много лет прошло. Наиль Саитбатталов набрался смелости и решил встретиться с тем, кому он сломал жизнь, чтобы попросить прощения.
- Мне тогда позвонили журналисты, говорят, Наиль тебя хочет увидеть, попросить прощения лично. Мол, он уже старик, больной весь, плачет, что душа болит, раскаивается. Я говорю, везите, посмотрю хоть ему в глаза, - вспоминает Фаткулла Исхаков. - Встретились с ним, поговорили. Тяжело было, я его даже побить хотел, смотрю – а он и не думает закрываться. Тогда я его просто обнял, мы вместе поплакали. А потом поехали к Марьям – и она его тоже простила…
По словам уфимца, его обидчик не раз хотел исправить свой проступок и писал заявление в правоохранительные органы. Но каждый раз ему отвечали, мол, зачем тебе это нужно, забудь и живи дальше. Когда же наконец явку с повинной приняли, выяснилось, что срок давности преступления давно истек, поэтому никакого наказания мужчина не понес, а вскоре и вовсе скончался от сердечного приступа в полном одиночестве. А вот Марьям, несмотря на шрамы на лице, вышла замуж, родила детей и до самой старости прожила в родной деревне.
БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОВОЛОЧКИ
После чистосердечного признания Наиля Саитбатталова Следственный комитет вновь возобновил расследование и официально признал, что Фаткулла Исхаков не совершал преступления и является жертвой оговора и судебной ошибки. Казалось бы, дело за малым, но на пути к долгожданной реабилитации встали проволочки надзорного ведомства. Прокурор Башкирии еще в 2015 году постановил провести повторное расследование уголовного дела в связи с тем, что обвинительное заключение по нему было сфабриковано, однако, в последний момент отозвал прошение. Сам же уфимец несколько раз выходил на одиночные пикеты перед зданием прокуратуры и постоянно повторял, что не может умереть спокойно, пока его имя запятнано несправедливым обвинением.
Дело Фаткуллы Исхакова в разное время пересматривали различные судебные инстанции. Вместе с адвокатом Виталием Буркиным и другими правозащитниками он обратился в Конституционный суд, который постановил, что для пересмотра первоначального приговора ему не требуется обязательное решение прокурора. В какой-то момент пенсионер даже записал эмоциональное видеообращение в адрес председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева с просьбой посодействовать в разрешении его проблемы
В итоге 25 мая 2023 года Верховный суд России все же пересмотрел дело Фаткуллы Исхакова и отменил первоначальный приговор. Все обвинения с пенсионера были сняты, а сам он реабилитирован. Конечно, радости пожилого уфимца не было предела, а вот его адвокат, как оказалось, вовсе не собирается останавливаться на достигнутом и собирается подавать в суд для взыскания моральной компенсации.
«31 МИЛЛИОН ЗА 13 ЛЕТ КАТОРГИ»
Сумма иска, который предъявили в суд пенсионер и его адвокат Виталий Буркин к Минфину Башкирии, действительно впечатлила: 450 миллионов рублей.
Впрочем, у самого Фаткуллы Бадретдиновича все требования расписаны по пунктам:
- Дом в Краснодарском крае на берегу Черного моря - 100 миллионов рублей;
- Обслуживание дома - 50 миллионов за 10 лет;
- Охрана и обслуга - 10 миллионов год, всего за 10 лет - 100 миллионов;
- Отдых и лечение в санаториях вместе с супругой - еще 5 миллионов в год;
Остальная часть запрашиваемой суммы шла под пунктом «Прочие расходы».
– Я ад прошел, и сейчас достоин жить в раю. Все здоровье угробил, пока в колонии землекопом и маляром работал. Жил в нечеловеческих условиях, дайте же хоть напоследок пожить достойно, - добавляет реабилитированный пенсионер.
Конечно же, региональный Минфин счел сумму иска «завышенной и необоснованной» и попросил суд отказать Фаткулле Исхакову в компенсации морального вреда. Аргументы министерства просты: сам ведь Исхаков якобы во время следствия признал себя виновным, а значит, какой тут спрос?
— Ущерб не подлежит возмещению, если гражданин в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства путем самооговора препятствовал установлению истины и тем самым способствовал причинению ущерба. Пункт 1 статьи 1083 Гражданского кодекса прямо предусматривает, что вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит, — говорится в отзыве Минфина на судебный иск.
В итоге после долгого совещания Ленинский районный суд Уфы все же удовлетворил иск Фаткуллы Исхакова – но лишь частично. В итоге за незаконное уголовное преследование уфимцу присудили компенсацию в размере 31,6 миллионов рублей. Конечно, такая сумма совершенно не удовлетворила адвокатов пенсионеров, поэтому они уже заявили, что будут обжаловать решение суда.
– Перевести страдания человека в денежную форму почти невозможно. Тем более, когда эти страдания длились 13 лет в античеловеческих условиях. За это время Фатхулла потерял супругу, родителей, ребенок стал сиротой и жил без родителей более 10 лет. А еще почти 50 – после освобождения ушло на поиск правды. В Союзе после освобождения был изгоем, пораженным во многих правах. Поэтому присужденная сумма – мизерная. Мы снова идем в суд, - заявил Виталий Буркин.
Таким образом, хэппи-энд как бы есть, но история еще далеко не завершена. На дом в Краснодарском крае пока еще не хватает. К тому же во время публикации этого материала стало известно, что Минфин России уже подал жалобу на решение суда о компенсации в 31 миллион - даже эту сумму ведомство сочло избыточной.
КСТАТИ
Своих обидчиков из числа милиционеров Фаткулла Исхаков наказать не пытался. Как сам признается, даже видеть их лица не хочет. К тому моменту, когда его реабилитировали, все уже стали глубокими стариками, а кого-то и вовсе уже нет в живых. Никого из них он не простил, а сами они тоже на контакт выйти не пытались. Фаткулла уверен, что им воздастся на божьим суде.