Все течет, все меняется. И это я не про жизнь в целом, а про изменения у дочери. Аутизм накладывает массу ограничений на коммуникацию (ее с нами и нас с ней), на меню (как консистенцию, так и набор продуктов), на социально-бытовые навыки (приготовить себе бутерброд, успеть вовремя добежать до туалета и т.п.).
Но все течет и меняется, причем чаще циклично, чем вперед. Хотя нет, вперед что-то тоже идет, но это такой путь даже не шаг вперед, два назад, а пять назад, стоим на месте, шаг вперед, стоим на месте, потом опять может и назад. Но не могу называть это утратой навыков или регрессом.
Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 16 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься. Просто пишу о наших буднях, мои наблюдения и рассуждения, а также отвечаю на ваши вопросы.
Папа не сбежал.
И я вам скажу, что есть вещи, которые дочь сама регулирует. Например, от каши она отказалась уже года 2-2,5, может больше. Хотя кашу она ела с 1,3 года (это каша на молоке из хлопьев, нордик, например, или другое, не из цельной крупы). Сначала это был набор овсяная, гречневая, манная, иногда рисовая. Потом ушла рисовая, потом ушла гречка, потом овсянка, осталась только манка, а потом ушла и она. И все.
И вот, месяца полтора назад дочь в магазине сама (!), проходя мимо полок с кашами взяла Норик овсянку. И главное она стояла изучала ассортимент. На вопрос "точно ли ты будешь это есть?", она ответила, что будет. (просто у нее есть такая привычка покупать что-то в красивых пачках и больше этим не интересоваться). И, вуаля, теперь по утрам дочь ест кашу! Это ли не чудо?! )
К слову сказать, я к изменением в пищевом поведении дочери отношусь спокойно. Перестает есть, значит не заталкиваю (хотя раньше страдала этой ерундой). Как говорится, баба с возу - кобыле легче. Все равно наступит момент, когда она начнет это есть. К этому меня привел отрывок из книги Ирис Йоханссон "Особое детство", где она рассказывала о себе, что как-то полгода она ела только оладьи и ничего больше. Поэтому я начала относиться к этому более философски.
Мда, борщ пока что в рацион не вернулся. Котлеты она летом ела только бабушкины. Вот такой вот ассоциативный ряд у ребенка: бабушка в Крыму = котлетка. Да, просит именно котлетку. Приходит и говорит "Котлетку".
Опять же недавно я говорила о том, что дочь спокойно сидит и делает ингаляции. Причем мне даже не нужно находиться рядом, нужно просто включить и она сидит, держит маску сама.
Еще я говорила ранее, что нам (наконец-то) выдали реклинатор-корректор осанки. И, вуаля, носит уже вторую неделю, уже по 3,5 часа. Первые дни она высказывала недовольство(естественное попыткой нежелательного поведения, а не речью). Время увеличивали постепенно с 1го часа. Пару дней - 1 час, потом еще пару дней 2 часа, потом 3 и более. Через три-четыре дня она просто без сопротивлений дается надевать. Аргументируем "Нужно лечить спинку". Но вот с попыткой пересесть на мяч вместо стула (посоветовали в ортопедическим салоне) пока неудача. Это она не захотела.
Что еще. Да, последовала советам комментирующих и стала давать ей одеваться самой. Да, без проблем надевает через голову футболки/свитер. Проблема только, что не смотрит где зад/перед, ее это и не интересует. Даже пытается сначала вывернуть ту же футболку (по аналогии с джинсами). То есть не смотрит нужно это делать или нет. Поэтому просто сказать ей "Бери одежду для улицы и одевайся", не контролируя этот процесс не получится. Мало того, дочь постоянно хочет увильнуть от сложных действий. Сначала она просто стоит с футболкой в руках и смотрит на меня, потом пытается с ней просто уйти, потом тянет ее мне, мол, помогай. Поэтому приходится контролировать и голосов "Нет. Бери сама. Нет, надевай сама". Если выдать одежду и выйти из комнаты, то можешь получить бегающего в трусах ребенка, но с джинсами в руках )) Хотя, к слову, джинсы и шорты она надевает в первую очередь и с этим проблем нет. С плотными колготками сложнее, их сложнее натягивать, поэтому стараюсь брать что-то более тянущееся.
Да, кстати, молнию на кофте/куртке тоже может застегнуть без проблем, только нужно сказать/напомнить. То есть, например, выходим на улицу в расстегнутой куртке, а там прохладновато. И вот будет идти ежится, руки в карманы совать, но не додумается застегнуть куртку пока не скажешь (и не попросит).
Опять же, что касается обучения "рука в руке", которое чаще всего рекомендуют при обучении детей с аутизмом (да и не только). С моей дочерью это никогда не прокатывало. С самого детства. Как только ты берешь ее руку, что направить, она тут же ее расслабляет, выпускает предмет из руки и все - перестает делать. Гораздо эффективнее показывать образец, чтоб повторяла. Пример: перед выходом из дома нужно губкой для обуви протереть туфли (опять же, именно ее этот момент, что туфли грязные, не интересует). Говоришь ей "Возьми щеточку, протри туфли". Берет, и поелозит только по носку, еле дотрагиваясь. Как только начинаешь брать е руку, чтоб показать, что нужно протирать не только здесь но и там, то все - щеточка падает, рука расслаблена, то есть тебе надо - ты и делай ))) Занавес. То же самое было с письмом, с попытками рисовать и прочее.