Здравствуйте, уважаемые подписчики и гости канала! Сегодня поговорим с Вами о личном заступничестве Берия за одного из ведущих наших физиков-ядерщиков. Юлий Борисович Харитон – академик АН СССР, один из руководителей атомного проекта, лауреат трех Сталинских и Ленинской премий, трижды Герой Социалистического Труда.
В июле 1945 года американцы провели первое успешное испытание ядерного оружия. 20 августа этого же года в СССР был создан Спецкомитет по созданию атомной бомбы (разработки при этом велись уже давно). Руководителем стал, как известно, Лаврентий Павлович Берия. Размах был колоссальный, полномочия у Берия были фактически не ограниченные. Главным конструктором КБ-11 в Арзамасе был назначен Юлий Харитон личным решением Лаврентия Павловича. Сам ученый так отзывался о Берия:
Он часто выезжал на объекты, разбирался на месте, и все задуманное обязательно доводилось до конца. Берия был с нами терпим и крайне вежлив. Если бы нашим куратором был Молотов, таких бы впечатляющих успехов, конечно, не было бы.
Физиков-ядерщиков всесильный Лаврентий Павлович действительно окружил вниманием и заботой и создал самые благоприятные условия для работы. Советская атомная бомба была успешно испытана на Семипалатинском полигоне в августе 1949 года.
При чем здесь заступничество? Дело в том, что многие ядерщики МГБ (ранее наркомат государственной безопасности) на карандаш. В том числе и Юлий Борисович Харитон. Дело в том, что ученый еще в 20-е годы стажировался в Англии и имел обширные связи в научном мире США и Великобритании.
Как писал Серго Берия в своей книге «Мой отец Лаврентий Берия»:
О «шпионе предателе» Харитоне доложили Иосифу Сталину. И отцу пришлось писать расписку о том, что он ручается за преданность Харитона советскому строю и готов нести ответственность, если ученый провинится. Сталин хранил эту расписку всю жизнь.
Как видите Берия заступился за своего подопечного и Харитон его не подвел, как и все советское государство. Благодарю Вас за внимание! До встречи!
Колесников Василий Григорьевич ©.