Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане снова, уже в который раз, пошли разговоры об отмене мобильного рабства. Чиновники обещают обнародовать подробности во время предстоящей Недели ИКТ. Надеемся, что рабство действительно отменят, а не в очередной раз назовут дату возможной отмены, которую потом перенесут и опять забудут. На наш взгляд, новости об отмене мобильного рабства всегда появляются в удобный момент, когда нужно продемонстрировать прогресс в сфере, сообщает корреспондент Podrobno.uz.
Чем плоха привязка телефона к оператору мобильной связи? Ведь так привычно для нас: по префиксу сразу видим, что "90", значит Билайн, а "93" – Ucell. Однако отмена мобильного рабства позволит сохранять номер телефона при смене оператора мобильной связи.
Разговоры об этом шли несколько лет в форумах и соцсетях, и впервые в мае 2017 года, к общему удивлению, тогдашний генеральный директор АК "Узбектелеком" Шухрат Кадиров сказал, что последние три-четыре месяца эта тема обсуждается с операторами, и, возможно, до конца года вопрос будет решен.
Конечно же, он не был решен в 2017 году, как и в 2018, когда Мининфоком опубликовал проект положения, в котором описывалось, как именно будет проводиться операция перехода. Обсуждение проекта документа закончилось 2 января 2019 года безрезультатно. В августе 2019 года все снова возрадовались, читая об отмене мобильного рабства в проекте Мининфокома, вынесенного на обсуждение. Но и в этом случае дело дальше разговоров не пошло.
Обсуждениями проектов не ограничились, в июне 2020 года были приняты правила оказания телекоммуникационных услуг, разрешающие с 1 октября 2020 года сохранять номер при смене оператора. Потом чиновники разъяснили, что это "всего лишь готовность работать в этом направлении", затем заявили, что у операторов мобильной связи технически все готово, но они так и не включили эту услугу. И вот теперь власти снова вспомнили это обещание и заговорили о нем.
А так ли уж нужен переход между операторами? Для справки сообщим, что принцип сохранения номера при переходе к другому оператору называется Mobily Number Portability (MNP) и действует он более чем в 60 странах мира. В России и Казахстане после многолетних дискуссий эта возможность была внедрена, что позволяет увидеть некоторые особенности перехода с сохранением номера. В сети можно найти разные мнения – от восторженных сообщений, что сотни тысяч пользователей перешли и счастливы, до пессимистических, говорящих, что из-за двух-трех процентов поменявших оператора не стоило и возиться со всем этим.
Многое тут непонятно: если сейчас каждому сотовому оператору выделены диапазоны телефонных номеров (ограниченная номерная емкость), и они платят за эти номера, то как это будет учитываться при переходе номера к другому оператору?
Нам придется при переходе к другому оператору сотовой связи устанавливать его симку, перепрошивать ее на свой старый номер, удалять номер из программы биллинга прежнего оператора и заносить в биллинг нового? Или вставлять симку с новым номером нового оператора, но переправлять звонки и сообщения на прежний номер? То есть, возможны разные решения на разных уровнях, все они непростые, требуют оборудования и настройки программной части.
Многим пользователем вопрос представляется надуманным. Ведь почти все мобильные операторы примерно равны в цене и качестве услуг. Стоит ли париться с переходом?
С другой стороны, в условиях легкого перетекания абонентов операторы мобильной связи вынуждены будут поддерживать качество услуг и создавать привлекательные тарифные планы.
И еще два взаимно противоречивых аспекта. С одной стороны, номер нужно сохранять, так как к нему привязана авторизация на многочисленных сервисах. С другой, смартфоны используются для общения в соцсетях, а там авторизация по логину/паролю и электронной почте, хотя в качестве дополнительного средства также используют привязку к номеру телефона. Но, в то же время, аккаунт в телеграм можно привязать к другому номеру и в Фейсбуке тоже можно поменять номер телефона.
Самое неприятное, что за оборудование и работы по отмене рабства придется платить всем пользователям, скорее всего, поднимется цена на всех тарифных планах. И это за мифическую услугу, которой воспользуются несколько человек. Стоит ли оно того? А может быть, только переход будет платным?
На вопрос корреспондента Podrobno.uz представителю пресс-службы Минцифры – не поднимут ли операторы сотовой связи тарифы в связи с отменой мобильного рабства – был получен ответ, что пока рано об этом говорить.
Ну что ж, посмотрим, что именно произойдет на Неделе ИКТ (пройдет с 23 по 27 октября) и потом уже будем комментировать.
Также ожидается упрощение регистрации новых телефонов в системе IMEI, но говорить о подробностях, по словам пресс-службы Минцифры, также пока рано, известно лишь, что подготовлены предложения в Кабмин, посмотрим, как это будет (если и будет вообще) реализовано в документе.