Активисты общественного движения «Потреббезопасность.РФ» побывали на месте событий и сделали выводы, с которыми должны ознакомиться власти города.
Эта история могла случиться в любом дворе России. Жильцы московской пятиэтажки в районе Сокол стали стеной против так называемой «наливайки». Точка продажи пива на розлив не может открыться уже несколько месяцев. Расположена она в бывшем парадном подъезде, который в конце девяностых внезапно стал коммерческой недвижимостью. Открытию постоянно что-то мешает. Точнее кто-то — жильцы дома. Один из них через форму обратной связи на сайте Потреббезопасность.РФ описал ситуацию. Общественное движение недавно запустило акцию #наливайкизапрещай и предложило гражданам сообщать о появлении точек продаж слабоалкогольных коктейлей и пива. На место событий выехали активисты и съёмочная группа программы «Экстренный вызов 112». А этот вызов был именно таким.
Внимание к так называемым «наливайкам» после громкого отравления алкогольным суррогатом в Ульяновске привлёк спикер Госдумы Вячеслав Володин своим коротким призывом: «С «наливайками» надо бороться. Люди от этого страдают». Председатель парламента напомнил, что в многоквартирных домах круглосуточно нельзя продавать спиртное, но «есть масса лазеек»: днём такие заведения маскируются под продуктовые магазины, а ночью работают как кафе.
На Новопесчаной улице в доме номер 19 корпус 2 алкобизнесмены не маскируются. Над бывшим парадным они установили вывеску, подключились к общедомовому электрощитку, поставили прилавок и этим летом пивные потоки должны были превратиться в денежные. Но оказалось, что есть нюансы. Планы испортили неравнодушные жильцы и общественники из движения «Потреббезопастеность.РФ».
Сначала пришли жильцы и стали задавать неудобные вопросы о том, где бизнесмены будут брать электричество без разрешения собственников квартир, где пользоваться туалетом, как соблюдать личную гигиену? Напомним, что этот коммерческий объект в недавнем прошлом всего лишь второй выход из дома, который коммерсанты отгородили стеной.
Через несколько дней управляющая компания отключила у коммерсантов электричество. Вскоре пришла всероссийская известность. Этому помог разгромный репортаж на телевидении о том, как жильцы отстаивают свой дом.
Удары по всем фронтам, казалось, подавили сопротивление дельцов. Но нет. Опять появились нюансы. У нынешних владельцев бывшей парадной есть законные основания использовать эту площадь в коммерческих целях. Договор о покупке был оформлен ещё в 1999 году. Наличие канализации и водопроводного крана существенно, но не критично, если, например, торговать игрушками. Какой выход из этого правового тупика?
Восемь лет назад мелкий бизнес столицы шумел из-за сноса торговых павильонов у метро. Мэрией было принято постановление, которое предусматривало снос объектов, признанных столичными властями самостроем из-за неправильного оформления документов, нахождения на землях общего пользования или на участках с инженерными коммуникациями.
Но чем бывшие парадные, которые стали коммерческой недвижимостью в мутные девяностые, отличаются от павильонов у метро? Они также находятся на территории общего пользования, они всегда на участках с инженерными коммуникациями, и если обратиться к документам на эту недвижимость, нюансы для прекращения права владения или аренды найдутся.
Сносить в жилом доме, конечно, нечего, да и не надо. Однако разбираться придётся. В том случае, где более удачные коммерсанты пробили себе возможность продавать слабый алкоголь, разбираться придется точно. По опыту известно, что именно в таких местах сбывают контрафактную и опасную для жизни продукцию. На сайте движения «Потреббезопасность.рф» этим фактам не раз уделялось внимание. Так в Белгороде удалось предотвратить трагедию, которая могла превзойти по количеству жертв события в Ульяновске, где люди погибли из-за суррогата «Мистер сидр». Кроме того, вблизи «наливаек» тихие дворики превращаются в загаженные подворотни с шумными пьяными компаниями.
Муниципальным властям остаётся пожелать смелости и последовательности. Пора вспомнить опыт сноса павильонов у метро и вернуть жильцам их подъезды. Достойного будущего достоин и нормальный бизнес. Алкомаркеты нужны, но в организованных для продаж местах и под контролем государственных регуляторов.
Кстати, с 1 октября в России введена обязательная маркировка слабоалкогольных напитков в стекле и полимерной упаковке. Все участники товарооборота должны пройти регистрацию в системе «Честный знак». До этого дня маркировка была обязательной только для хмельных напитков в кегах.