Антарктида считается запретной зоной, современные самолеты облетают ее стороной. Пилоты поступают так из соображений безопасности.
Почему Антарктида безвоздушная зона?
Антарктиду омывает Индийский, Атлантический и Тихий океан. На этом участке суши нет взлетно-посадочных полос, если возникнет форс-мажорная ситуация, самолет попросту не сможет приземлиться. Если аварийная посадка все-таки произойдет, вероятность выживания членов экипажа вместе с пассажирами будет мизерной. Средняя температура воздуха в Антарктиде летом составляет примерно -25 – -45 градусов. В зимний период показатели падают до -70 градусов. В таких условиях выжить практически нереально. Именно этим объясняется отсутствие воздушной трассы над Антарктидой, которой теоретическим могли бы пользоваться самолеты, летящие из Австралии на Южно-американский континент.
Постройка взлетно-посадочной полосы в Антарктиде – миф или реальность?
Примерно пять лет назад у пяти частных компаний возникла идея о строительстве на территории Антарктиды взлетно-посадочной полосы, которой могли бы пользоваться гражданские суда. При необходимости самолеты совершали бы там экстренные посадки. Практической реализации эта идея так и не получила. С технической точки зрения воплотить задумку в жизнь можно, ведь научная деятельность не стоит на месте. Проживание в условиях вечной мерзлоты возможно не только для полярников, но и для обычных людей.
Главная сложность заключается в том, что обслуживать такую инфраструктуру будет слишком дорого. Это значительные расходы даже на государственном уровне. Инвестиции в создание взлетно-посадочной полосы в Антарктиде придется умножить примерно в три раза по сравнению с обычными условиями. О дополнительных тратах, связанных с ее обслуживанием, также не стоит забывать - это примерно 1-3 млрд. долларов в год.
У австралийцев имеется проект по возведению ВПП протяжённостью 2700 метров, которой могут пользоваться для посадки Airbus A330 и Boeing 787 Dreamliner, расположенной на небольшом расстоянии от исследовательской станции «Дэвис». Чтобы реализовать данный проект, потребуются инвестиции в размере нескольких миллиардов долларов. Сами работы займут примерно десять лет. Представители университета в Тасмании проголосовали против реализации этой задумки, мотивируя тем, что такие действия нанесут большой урон экологии региона.
На Земле Уилкса, в 65 километрах от полярной станции «Кейси», имеется частная взлетно-посадочная полоса «Уилкинс», она начала свою работу в 2008 году. В период с октября по март оттуда курсируют воздушные суда по маршруту Тасмания — Антарктида. Но этим аэродромом пользуются исключительно ученые и участники экспедиций. Находиться там более суток запрещено из-за риска примерзания самолетов.
Над Антарктидой летают вертолеты, подобные полеты проводятся в рамках экскурсий и стоят примерно 50 тыс. долларов. Перед этим необходимо пройти специальный курс, посвященный правилам выживания в экстремально низких температурах.
Полёты обычных самолетов над Антарктидой оправданы с экономической точки зрения, так как позволят экономить на топливе, но важно помнить обо всех рисках, которые с ними связаны.
Наша миссия — популяризовать науку, чтобы сделать человечество чуточку лучше. Вы можете помочь! Просто подпишитесь и поставьте лайк под этой публикацией. Почитайте другие публикации про космос на нашем канале.