Найти тему

Социализм или капитализм?

Такая альтернатива достаточно распространена в наше время. Последние сто лет русской истории разделили народ на представителей нескольких видов политической и экономической системы. В том числе на тех, кто был и остаётся убеждённым в правоте учения Маркса-Ленина и тех, кто предпочитает видеть государство, в основу экономики которого положены рыночные отношения. И у тех и у других есть ряд весомых и не очень аргументов. Однако разбирать их нет смысла, так как это дело трудоёмкое и мало полезное.

Интереснее будет рассмотреть проблему с точки зрения христианского вероучения, так как даже христиане далеко не всегда едины в этом вопросе.

Сам, выросший в семье, члены которой по сей день вспоминают с ностальгией советское время и во взрослом возрасте, став религиозным, мне нелегко видеть противоречия, возникающие из-за приверженности определённым взглядам своих близких. Но обо всём по порядку.

Итак, начав изучать религиозную литературу, я сделал вывод, что социализм основывается в своём замысле на идеях, во многом противоречащих Писанию. Первый аргумент в пользу такого мнения был тезис о коммунистической идее, как попытке построить вечное царство на земле. В этом трудно не видеть переворота христианской эсхатологии, обещающей Царство Небесное. Но чем плоха идея земного Царства, разве одно противоречит другому? Трудно обосновать такой тезис, однако, если вспомнить Евангелие, то дерево узнаётся по плодам. Каковы плоды такой попытки? Они очевидны тем, кто мало-мальски знает историю советского периода. Начавшись с революции и вплоть до смерти И. Сталина советская Россия, если не считать ВОВ, потеряла миллионы своих граждан. Революция, Гражданская война, голод, террор 1937 г. И т.д.говорят сами за себя. Такие плоды, если не брать в расчёт демагогию, могут говорить только об одном..

Ленин пообещал всеобщее благополучие русскому народу, однако оно обернулось уничтожением одних классов и диктатурой других. Есть ли в этом противоречие библейской эсхатологии? Конечно. Во-первых,это нарушает заповеди Евангелия. Во-вторых, Христианство возвещает нам царство не от мира сего, поэтому очевидно, что попытка построить его таким способом, не Христова. Если бы возможно было царство блага на земле, нужна ли была бы Жертва?

Далее, если говорить не об эсхатологии, а о антропологии. Ведь учение о человеке в Писании не менее важно, чем учение о Боге. Человек есть личность, уникальная и неповторимая, владеющая и обладая этим миром. Однако, социалистическая идеология претендует на это звание, сделав человека, частью системы, который не должен отвечать за свою жизнь и тем более не обладать ею, так как право собственности и мировоззрения принадлежит государству. Яркий пример тому, культурные деятели страны. Сахаров, Пастернак, Бродский, Довлатов, Солженицын и т. д фамилии можно перечислять долго. Некоторые из них просто описывали то, как ощущают себя в обществе, без обличения идеологии, и уже за это многое терпели.

Однако, сказать однозначное нет социализму по-прежнему трудно. Почему? Трудность заключается в том, что главной его силой остаётся некоторый отсвет человеческой правоты. Попытка построить без классовое общество появилась не на пустом месте. Социальная несправедливость Русского общества 19 в. Родила потребность в его переустройстве. Конечно, как говорит Бердяев, цитируя Евангелие, не одним только хлебом жив человек, однако если не заботится о хлебе, то придётся всё остальное отложить на потом. Русский народ не просто так клюнул на приманку революционеров, видимо была почва..

Однако, стоит повториться, всё это человеческая правда и если она станет только человеческой, есть большой риск ее превращения в античеловеческую и антихристову.

Революция это суд над христианской Россией, ибо если были бы исполнены заповеди, то брать штурмом Зимний дворец не было бы необходимости.

Теперь о капитализме. Во времена капитализма, конечно происходит немало войн, не исчезают безработные и бездомные. Однако, есть с точки зрения Библии один весомый плюс в его пользу. В первую очередь, это конечно право на собственность. Если вернуться к книге Бытия, то человеку мир дан как собственность. И это право никто не должен отнимать. Рост капитала также заложен библейским принципом умножения талантов. Однако, нужно помнить, что богатеть нужно не в себя, а в Бога, то есть иметь всё через исполнение заповедей.

Поэтому капитализм все-таки ближе к библейскому пониманию истории и человека. Хотя и сильно искажён.

Говорят, что Иисус был первым коммунистом. Однако, есть принципиальная разница, Он сказал, что всё Моё твоё, а коммунисты, что всё твоё - моё.

Да, в раннем христианстве обличались те, кто обладал большой собственностью. Но обличение касалось не самого права собственности, а только злоупотребления ею. В раннем христианстве были представители всех "классов" И бедные и богатые. И было у них всё общее, однако это общее появлялось из желания отдать, а не забрать.