Минфин опубликовал данные по нефтегазовым доходам федерального бюджета за сентябрь. В целом картина по месяцам и скользящим суммам такая.
Как видим, нефтегазовые доходы выросли, и в последние 4-6 месяцев слабо отличаются от прошлогодних (из-за чего и скользящие суммы практически замерли).
Также можно заметить, что, после всплеска в позапрошлом месяце, доходы несколько снизились. Этот всплеск связан с отдельным налогом, НДД (Налога на доп.доход от добычи), собираемым раз в квартал в месяц после конца квартала и в марте по итогам года, так что аналогичный всплеск можно ожидать и по итогам следующего месяца, октября.
Тем не менее, в последнем квартале возможны и некоторые трудности. Если мы посмотрим на помесячную динамику доходов за прошлый год, то увидим, что в последнем квартале доходы значительно превысили тренд. Дело в том, что тогда был введён дополнительный временный налог на газ (для Газпрома). В этом же году он размазан по месяцам, так что теоретически можно ожидать в ближайший квартал снижения общих нефтегазовых доходов (в сравнении с аналогичными периодами прошлого года), миллиардов на триста.
Вероятно, часть этих выпадающих ныне доходов в 4-м квартале планируется компенсировать за счёт экспортных пошлин на различные товары, введённых из-за роста курса.
В очередной раз вернёмся к общим доходам. Чем вызван рост доходов в последние месяцы? Одновременным ростом как валютного курса, так и цен на нефть. За последний год курс вырос примерно в 1,5 раза.
Нефть же колеблется в пределах 75-95 долларов за баррель, и в последние месяцы как раз росла.
Собственно, эти процессы можно видеть на графике НДПИ за нефть.
И мы видим, что НДПИ только на нефть вырос значительно, как в связи с прошлым годом, так и началом этого. Более того, он в последние 2 месяца обогнал суммарные нефтегазовые доходы! Как такое вообще может быть?
Дело в том, что наши нефтегазовые доходы имеют в своём составе потенциально отрицательную составляющую (привет "отрицательному росту") - так называемый демпфер (и две меньшие: акциз и инвестиционную надбавку для нефтеперерабатывающих заводов).
Что это за отрицательные доходы такие? Раньше нефтегазовые доходы бюджета России складывались из двух составляющих: НДПИ (платимого при добыче) и экспортной пошлины (платимой при экспорте нефти/газа). Таким образом, нефть и газ на внутреннем рынке оказывались дешевле, поскольку за них не платилась экспортная пошлина. И это потенциально снижало эффективность их использования внутри страны, в частности, на НПЗ. НПЗ могли работать неэффективно и всё равно продавать свою продукцию, т.к. их сырьё было дешевле, чем за границей.
Для того, чтоб это побороть, был проведён "налоговый манёвр". Размер пошлин был радикально снижен при одновременном росте НДПИ.
Однако у этого есть возможные негативные последствия - например, рост цен на бензин. Для того, чтобы его компенсировать, часть денег возвращаются организациям нефтепереработки через демпфер. По сути, получаем нечто похожее на схему до манёвра, поменялась лишь схема сбора налогов. Теперь все они собираются через НДПИ, а затем частично возвращаются тем, кто использует нефть для переработки внутри страны. Собственно, отсюда все разговоры о сомнительной полезности манёвра и даже его возможной отмене.