The Police - Every Breath You Take. Любовь или сталкинг?

Как отличить любовь от одержимости? Что такое сталкинг? В новом эпизоде подкаста «Концерт под крышей» разбираю песню The Police "Every Breath You Take". Песню можно послушать здесь.

Как отличить любовь от одержимости? Что такое сталкинг? В новом эпизоде подкаста «Концерт под крышей» разбираю песню The Police "Every Breath You Take". Песню можно послушать здесь. Посмотреть клип - здесь.

Ниже представлена текстовая версия подкаста. Аудио и видеоверсия (YouTube) - по ссылке.

___

Песне уже 40 лет. Она включена в 100 лучших песен века по версии BMI и в список 500 песен Зала славы рок-н-ролла. В 2019 году песня получила премию BMI как самая воспроизводимая песня на радио, прозвучав в эфире более 15 млн раз. Этот трек, является саундтреком в фильмах «Сбежавшая невеста», «50 первых поцелуев», к сериалам «Очень странные дела», «Южный Парк» и «Офис». И этим список регалий не ограничивается.

Какие первые ассоциации вызывает песня?

Легкий ритмичный гитарный рифф во вступлении и на протяжении всего трека придает песне интенсивность будто бы имитируя учащенный пульс, это же ощущение ритма подчеркивается деликатно бас-бочкой. Все эти музыкальные нюансы дополняются мягким нежным голосом Стинга и создают ощущение интимности, погружая нас в атмосферу романтики и влюбленности.

Получается, что это такая трогательная пеня о любви, да? Так думают многие, недаром «Every Breath You Take» часто используется в качестве свадебной песни, песни для первого танца молодоженов.

Но давайте попробуем не соблазняться и послушать текст внимательнее?

"Every breath you take

Every move you make

Every bond you break

Every step you take

I'll be watching you"

"Каждый твой вдох

Каждое твое движение

Каждую связь, которую ты разрываешь

Каждый твой шаг

Я буду наблюдать за тобой"

Первые строчки, и уже здесь появляется диссонанс. В лиричную нежную музыку вкрадчивым голосом встроено достаточно одержимое послание. Человек открыто заявляет о своем намерении наблюдать и контролировать каждое действие другого человека.

"And every single day

And every word you say

Every game you play

Every night you stay

I'll be watching you"

"И каждый божий день

И каждое твое слово

Каждую игру, в которую ты играешь

В каждую ночь когда ты остаешься

Я буду наблюдать за тобой"

С развитием песни все четче становится ясно, что это именно навязчивая одержимость: и днем, и даже ночью он хочет наблюдать и контролировать объект своей страсти. Здесь нет ничего о желании второго человека, о его готовности к такой, если это можно так назвать, близости. Да даже будучи в отношениях, если за тобой каждую ночь наблюдают - это такое себе удовольствие, можно и бессонницу заработать.

Второй же куплет становится уже агрессивным:

"And every move you make

And every vow you break

Every smile you fake

Every claim you stake

I'll be watching you"

"И каждое твое движение

И каждая клятва, которую ты нарушаешь

Каждая твоя фальшивая улыбка

Каждое требование, которое ты выдвигаешь

Я буду наблюдать за тобой"

И здесь можно заметить злость и ревность. Герой будто бы не верит, что его пассия может быть счастлива и радостна, а ее новые отношения могут быть крепкими. Ее улыбка фальшивая, она будто бы играет в какие-то игры, ее клятвы будут нарушены. И герой будет наблюдать за этими, будто бы уже заведомо неудачными, попытками своей возлюбленной. Уровень токсичности возрастает…

Идея, что это песня о чистой и светлой любви ставится под большой вопрос.

Просто статистики ради - «ты» повторяется в песне 74 раза! Что лишний раз подчеркивает навязчивую одержимость.

"Since you've gone I've been lost without a trace

I dream at night I can only see your face

I look around but it's you I can't replace"

"С тех пор как ты ушла, я потерялся без следа.

По ночам во сне я вижу только твое лицо

Я смотрю вокруг, но это ты, кого я не могу заменить"

И только здесь, в бридже мы слышим «Я» героя. Когда вектор внимания не на контроле другого человека, а на себе и своих эмоциях. И смотрите, как меняется вокал. Тон голоса повышается, музыка становится эмоциональнее и ярче, аккомпанемент будто бы отрывается от гитарного риффа, который создавал структуру песни.

"I feel so cold and I long for your embrace

I keep crying baby, baby please"

"Мне так холодно, и я жажду твоих объятий

Я продолжаю плакать, детка, детка, пожалуйста"

И соприкоснувшись со своими эмоциями, герой будто бы теряет контроль над собой. В этих последний строчках бриджа звучит практически отчаяние. Отчаяние и одиночество человека, который испытывает нераздельные чувства и не может это отпустить.

Но вот бридж заканчивается и тон песни вновь становится спокойным и мягким, возвращая все на круги своя. А героя - обратно в чувства собственности, ревности и контроля.

"Oh, can't you see

You belong to me"

"О, разве ты не видишь

Ты принадлежишь мне"

Мрачный смысл песни приобретает все большую силу. Люди расстались, но наш герой искренне считает, что объект его чувств все равно принадлежит только ему. Это повторяется в песне несколько раз.

Вообще ловкое использование повторов способствует общей жуткости текста. В конце “Я буду наблюдать за тобой” и перечисление, за чем именно герой будет наблюдать, повторяется бэк-вокалом будто бы бесконечное количество раз - это продолжается даже на затухании песни в конце.

"I'll be watching you

(Every breath you take)

(Every move you make)

(Every bond you break)

(Every step you take) I'll be watching you

(Every single day)

(Every word you say)

(Every game you play)

(Every night you stay)

I'll be watching you"

"Я буду наблюдать за тобой

(за каждым твоим вздохом).

(За каждым твоим движением)

(За каждой связью, которую ты разрываешь)

(За каждым твоим шагом)

буду наблюдать за тобой

(Каждый божий день)

(За каждым твоим словом)

(За каждой игрой, в которую ты играешь)

(Каждую ночь)

Я буду наблюдать за тобой"

Все это дополнительно усиливает ощущение, что герой находится в ловушке своих навязчивых мыслей.

Интересно, что для некоторых людей одержимость - это как раз таки что-то про настоящую любовь. Одержимость и, правда, в начале отношений похожа на страсть, на влюбленность.

В чем разница между любовью и одержимостью?

  1. Границы. Здоровые отношения не ограничивают личный рост каждого человека в паре. Да, есть общие планы, но планы есть и у каждого человека по отдельности. В одержимости эта граница часто размыта, «я» мало и оно часто ограничивается. Слова «нет» будто бы не существует, одержимый человек не умеет справляться с отказом.
  2. Баланс. В здоровых отношениях есть баланс «отдаю-получаю», в одержимости есть потребность в постоянном подтверждение контакта и одобрении со стороны партнера.
  3. Контроль. В здоровых отношениях безусловно есть проявления привязанности (речь о заботе, тепле и поддержке), одержимость - это о попытке полного контроля, собственничества над другим человеком.
  4. Самооценка. Здоровые отношения являются основой для повышения самооценки - партнеры дополняют друг друга, стараются найти лучшую версию себя внутри пары. В одержимости другой человек - это основа самооценки одержимого. Нет второго человека - жизнь бессмысленна.
  5. Ощущения. В здоровых отношениях есть ощущение безопасности, стабильности и спокойствия, партнеры хотят общения добровольно, а разрыв отношений не приводит к преследованиям и манипуляциям. Одержимость добавляет в отношения давление, манипуляции, ревность, беспокойство и стресс.

По факту одержимость - это когда один человек в навязчивой форме желает обладать другим человеком, к которому он испытывает сильное влечение. Отказ второго человека, как правило, не принимается. Подмена понятия любовь и одержимость может произойти из-за психических расстройств, из-за травматического события, низкой самооценки и неуверенности в себе, из-за нарушений привязанности, проблем с выбором партнера и выстраиванием здоровых отношений.

В песне мы видим то самое одержимое поведение героя. Он следит за своей бывшей девушкой, за каждым ее шагом, за ее новыми отношениями, и обещает это делать и днем, и ночью. Такое навязчивое поведение, которое перешло уже в систематическое преследование называется сталкингом (от английского stalk - преследовать). Сами сталкеры, как правиоло, утверждают, что их поведение продиктовано любовью, но по факту это деструктивная попытка контроля над другим человеком, форма эмоционального насилия с риском перехода и к физическому насилию.

Половина сталкеров — это бывшие партнёры, которые начинают преследование после расставания.

"Since you've gone I've been lost without a trace"

"С тех пор как ты ушла, от меня не осталось и следа"

И это не об огромной всеобъемлющей любви, это об эмоциональном насилии. Цель сталкера - не здоровые отношения, а контроль и принуждение взаимодействовать на его условиях.

Жертвы сталкинга часто страдают от тревожности и вынуждены менять свой привычный образ жизни, скрываясь от преследователя. Иногда дело доходит до психических расстройств и суицидальных попыток.

Быть одержимым ― это как иметь “туннельное зрение”, в поле внимания кроме объекта страсти ничего нет. В таком режиме трудно жить и самому одержимому. Это, конечно же, вызывает стресс и неудовлетворенность, часто влечет за собой или усиливает уже имеющиеся психические расстройства. Человек зациклен, он не строит новые отношения и не живет полноценной жизнью.

Конечно, это прорабатывается в терапии: через работу со своим вниманием, острыми состояниями и навязчивыми мыслями, через обучение эмоциональной регуляции, через возвращение фокуса контроля и выстраивание опор внутри себя, через работу с самооценкой и тренинг социальных навыков.

История создания песни

Когда Стинг писал эту песню он находился в процессе развода со своей бывшей женой. Что он рассказывает о своем произведении:

“Я создал ситуацию с этим персонажем, который смертельно несчастен. В ней нет ничего оригинального, но песня обладает огромной силой, и я пытаюсь понять почему. Я думаю, причина в том, что она двусмысленна. Изначально я написал ее как соблазнительную песню о любви, но все же моя жизнь начала неосознанно вторгаться в эту песню. В то время, когда я ее писал, моя жизнь разваливалась на части – я был очень успешным в то время, и все же моя группа разваливалась, мой первый брак разваливался, я разваливался на части – думаю, это повлияло на результат."

"Болезненная, зловещая и даже уродливая запись о сложности человеческих отношений" - так называет эту песню Стинг в разных своих интервью.

"Люди на самом деле неверно истолковали ее как нежную песенку о любви, хотя на самом деле все совсем наоборот», -

рассказывал Стинг в интервью BBC. Он ее интерпретировал, как песню о слежке, ревности, контроле и собственничестве.

Ну как вам осадочек? Стали бы вы свадебный танец под такую песню танцевать?

Я, честно говоря, отношусь к тем людям, которые этот трек слушали и чувствовали через музыку. Текст я не анализировала - особенно, учитывая, что песня старше меня, я слушала ее, когда еще толком не знала английский. И я пропустила себя через весь спектр эмоций, как через мясорубку, пока писала сценарий. От удивления до злости, а затем восхищения - конечно, по отношению к автору.

Очень амбивалентная песня. Так манит соблазнительность музыки и голоса Стинга игнорировать истинный смысл текста. Общая мелодичность и ритмичность будто бы заставляют эту песню звучать быстрее, и прежде чем ты начнешь анализировать смысл, трек уже заканчивается. Это однозначно одна из абсолютно неверно интерпретируемых песен. И в этом ее шарм!

________

Ваша поддержка важна для развития подкаста! Обратную связь, комментарии и предложения можно оставлять в социальных сетях автора подкаста Nenarmari:

Инстаграм

Телеграм канал

Сайт и запись на терапию

Послушать подкаст (аудио, видео-версии)

* Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН)