Рембрандт Харменс ван Рейн - один из величайших художников Голландии. И хотя даже слово «выдающийся» не объемлет в полной мере масштабов его таланта, при жизни он настолько был недооценен современниками, что на похоронах за художником шла лишь дочь. Но обо все по порядку.
Отец ван Рейна был достаточно зажиточным человеком, и, когда Рембрандту исполнилось 13, семья хотела, чтобы он учился в престижном лейденском университете. Юный художник поступил туда, но не доучившись до конца заявил о желании рисовать. Покуда профессия художника в то время в Голландии была в почете, благодаря тому, что страна была на пике экономики и богатевшие люди стремились украшать свои жилища картинами, отец не был против.
Равнодушно пройти мимо картин Рембрандта невозможно. Нечто цепляет, оставляет неизгладимое впечатление, в голове застывают образы, глаза персонажей, смотрящие прямо в душу. В начале творчества живописец писал тончайшими лессировками, позднее - накладывал краску слой за слоем, чтобы добиться искрящегося, мерцающего эффекта. Общественное мнение его преследовало за то, что он не писал в общепринятой манере.
Рембрандт имел весьма своенравный характер. Подтверждается это тем фактом, что мастер не стал в традициях художественных артелей вступать в общество Святого Луки до конца своих дней. Будучи выходцем из крестьянской семьи, он имел бешеный темперамент, который направлял на работу. Рембрандт никогда не терпел обстоятельств, отвлекающих его. Увлеченный живописью, он мог запросто выставить даже царскую особу, если она посещала его во время работы. Никогда также художник не шел на поводу у заказчиков и общества в целом, поэтому он и пришел к конфликту с ним, и закончил в нищете.
Однако первая половина его жизни была вполне счастливой, когда он имел достаток и был обласкан вниманием. Неудачи начались после «Ночного дозора», но до этого он получал великолепные гонорары за свои портреты.
Рембрандт исповедовал замечательный принцип: находить великое в обыденном. В незатейливом сюжете он находил для себя очарование. Один из первых он проявил себя в гравюре, офорте и оставил после себя огромное количество графических работ.
Брак художника был неравным, его жена - Саския, с которой он познакомился благодаря одному из своих заказчиков, была дочерью богача, а он - сыном мельника, однако классовое препятствие не помешало соединению их сердец. Рембрандт был окрылен своими чувствами к любимой, он много писал ее. «Автопортрет с Саскией на коленях» соотносится с его светлейшим периодом жизни.
Примечательно то, что все антикварные и дорогие вещи, которые украшали его жену и других персонажей в картинах, были его коллекционной собственностью. Все драгоценности, изображенные в работе «Пир Валтасара», — совсем не придуманные, они являются предметами, находившимися «под рукой» у мастера.
Рембрандт не идеализировал, писал понятное нам, реальных людей, с которыми можно столкнуться каждый день. Его кисть свободна и непринужденна, особенно это выражается в работе «Женщина, купающаяся в ручье». Фигура живая, раскованная, как и все творчество художника.
Произведения Рембрандта построены на тончайшей светотеневой моделировке. По мнению канадских ученых его техника не имеет аналогов в мире. У ван Рейна все работы искрятся, свет – важный эмоциональный фактор - исходит от лиц, одеяний героев. Именно в его светотеневых переходах заложено волнующее начало. В картине «Возвращение блудного сына» свет и колорит играют важнейшую роль. По картине разбросаны вспышки сакрального красного цвета, что подчеркивает интимность и трогательность происходящего.
Судьба художника трагична и потому, что его преследовали смерти близких людей. Сначала его покинула Саския, затем - вторая жена, уход из жизни его единственного сына сильно надломил его. Последнее событие послужило толчком создания вышеупомянутого «Блудного сына». После его потери вся эмоциональная составляющая Рембрандта сконцентрировалась на религии, хотя он не был набожным человеком. "Возвращение блудного сына" – картина сублимировавшая, впитавшая всю боль художника.
Часть жизни, которая характеризовалась его унижением и неблагополучием обострялась тем, что все общество от него отвернулось, но некоторые друзья все же остались преданными. В их числе был доктор Тюльп, коллективный портрет его и других докторов - великое достижение Рембрандта как художника. Верным другом был и Ян Сикс, портрет которого и по сей день хранится в доме его семьи.
Что же за история произошла с «Ночным дозором?
Эта картина – еще один коллективный портрет с изображением стрелковой роты. Дело в том, что каждый из написанных на персонажей заплатил весьма немаленькую сумму, но не всех художник изобразил адекватно, что и вызвало возмущение.
Более того, заказчиков смущало не только, что они изображены как попало за большую сумму, но и некоторые другие вещи: «светящаяся» девочка с петухом на поясе, бегущий в каске мальчишка, детали, намекающие на разность положений капитана и лейтенанта, а по некоторым версиям и на их интимную связь.
После всеобщего возмущения и изгнания Рембрандта преследовали ростовщики, и его совершенно баснословная коллекция, накопленная за годы аристократической жизни, которая была ранее упомянута, была распродана за бесценок. Люди понимали, что, если бы не долги художника, не каждое государство смогло бы позволить себе купить эту коллекцию. Получается, что Рембрандта сгубила его независимость. Ведь он до последнего писал, как чувствовал, не обращая внимания на оценку зрителей.
Итак, охватили в общем виде судьба Рембрандта. Совсем немного существует подтвержденной информации о нем и свидетелей его жизни. Сегодня она собирается по крупицам. Но даже та малая часть, известная человечеству, заставляет восхищаться талантом этого творца, сострадать ему. Рембрандт - человек, доказавший, что гений внутри каждого способен всячески одарить, если ему довериться.