Инженер из Ожерелья «поставил на место» крупнейшего производителя
электроники
Этим летом судьба свела меня с Олегом Прониным. Через неделю после нашей первой встречи глубокой ночью я оказалась в его квартире в подмосковном Ожерелье. Да, это любовная история. Но речь пойдет не про отношения мужчины и женщины, а про любовь открывать что-то новое, ранее неизведанное. И совсем неважно, сколько человеку лет. Если он утрачивает пытливость мозга, значит, наступает старость. В обратном же случае жизненное любопытство, неутомимая жажда творчества человека не только продлевают жизнь, но и позволяют зарабатывать свою «копеечку».
Вот мы с Олегом сидим на его просторном балконе, переделанном в домашнюю мастерскую. Вокруг платы, баночки с детальками, несколько паяльников, подписанные коробочки с проводами и заготовками, большая настольная лампа, компьютер. Олег — многодетный отец, любящий и заботливый муж. Днем он помогает жене с маленькими детьми, а когда все засыпают, идет на балкон, чтобы работать до глубокой ночи. Олег по профессии инженер-механик, в прошлом занимавший высокий руководящий пост. Вопросами импортозамещения он озаботился больше 10-ти лет назад, когда уволился с работы. Используя накопленный опыт, инженерную смекалку и творческий подход, он поставил на поток ремонт крупной бытовой техники в домашних условиях. Мастер из Ожерелья преуспел в этом деле настолько, что одна из крупнейших мировых производителей электроники и бытовой техники южнокорейская компания подала на него в суд. Олег помешал ей делать прибыли на клиентах из России. А впрочем, давайте по порядку.
Газовая афера
Эта история началась с поломки на нашей даче холодильника. Стояли жаркие дни, срочно потребовался специалист. Я перелопатила лавину однотипных объявлений в интернете. Но заинтересовало меня лишь одно с полусотней благодарных отзывов. Позвонила. Так в нашем доме и появился Олег.
- Вам повезло, а то ведь могли нарваться на рвача или мошенника. На рынке специалистов по ремонту техники и электроники таких «ловких» мастеров 80%. Человек ведь как устроен: когда что-то важное у него ломается: холодильник, стиралка, газовый котел, он начинает нервничать, впадает в панику, теряет бдительность. Всем надо ведь сейчас и срочно. Этим и пользуются мошенники-мастера. Особенно опасны новички, для которых главное — нацеплять побольше заказов. Они о качестве не заботятся, - говорит Олег. - Например, могут, не зная специфики конкретного хладагента, используемого в сломанном холодильнике, применять детали, категорически не подходящие к данной модели. Ответственный мастер также обязан соблюдать важное правило: если ты вскрыл систему, вмешался в нее, то обязан поменять фильтр-осушитель. Нередко встречаются«специалисты», которые внимательно изучают квартиру, где работают, а потом сливают данные домушникам. Наводят. Люди ведь бывают очень наивными: называют незнакомцу код от домофона, оставляют одного в квартире, ведь ремонт может длиться и 5-6 часов. Так что, когда зовете в дом мастера, прежде узнайте отзывы о нем.
Олег присел на корточки и стал изучать засаленные этикетки на задней стенке холодильника.
- Тааак ... все понятно... ваш агрегат работает на фреоне R134. Про него была нашумевшая история. До 1990 года в бытовых холодильниках в качестве хладагента использовали фреон R12. Но еще раньше пошел шум, что он, якобы, сжирает озоновый слой. Параллельно с этим процессом запустили другой: крупная американская компания начала рекламировать и продвигать на рынок альтернативу — фреон R134. Потом в 1985 году была подписана Венская конвенция об охране озонового слоя, а через несколько лет — Монреальский протокол об озоноразрушающих веществах. В 1990 году R12 был запрещен к использованию, и весь мир перешел на новый хладагент - R134. С этого момента и началась новая эра холодильников. Только через 20 лет вскрылся этот жесточайший обман экономического характера. Дело в том, что инициатором создания «экологического» Монреальского протокола и была та самая компания-производитель фреона новой марки R134. Она в итоге, выдавила конкурентов, стала монополистом и получила баснословную прибыль! Но новинка не только не оправдала ожидания, а нанесла огромный ущерб потребителям, - поясняет мастер. - Уже через 5 лет после начала применения заменителя, в холодильниках начались массовые засоры капиллярных трубок. Новый фреон вступал в реакцию скорее всего с медью той самой трубки или с маслом компрессора. В итоге образовывалось твердое соединение, похожее на красный сургуч. Оно и застревало в системе, через которую шла подача хладагента. У вас, похоже, этот случай. В результате от R134 отказались, но к R12 уже не вернулись. Хотя первый до сих пор успешно используется в домашних и автокондиционерах, но и система охлаждения в них другая. Ну так вот, когда раскрыли аферу с R134, производители холодильников перешли на R600а — изобутан. А вот он - огнеопасный. Легко воспламеняется. Поэтому многие мастера вообще с 600ым связываться не хотят. Кстати, сзади холодильника есть наклейка где написано какой фреон применен. Эта информация и влияет на стратегию ремонта. Все зависит от конкретной поломки. Я люблю чинить холодильники, потому что выяснение причины отказа в работе — интереснейшая вещь. Люблю тренировать мозг, решать головоломки.
Для производителей мы -враги
Это все равно, как если бы я распутывал, как детектив, сложное криминальное дело. Обычно в холодильниках трубки засоряются или дают течь, либо моторы перестают фурычить. Такие поломки — важные, их сложнее всего устранять. Кстати, с появлением роботов, автоматизации процесса сборки, трубки испарителя в холодильниках стали запенивать в стену — так проще. Но это еще больше усложнило нашу работу. Трубки внутри стали быстро разрушаться. До нее не доберешься, пока не вскроешь стену. А как пользоваться потом раскуроченной вещью? Конечно, если система просто забилась, трудоемким вариантом всю ее можно прочистить. Но если я выясняю, что она прохудилась, да еще именно в том месте, куда нет доступа, то можно применить одну хитрость. Установить накладной испаритель от холодильника «Бирюса». Да, в стенке придется делать дырки, впаивать кусок трубки, но это продлевает агрегату жизнь лет на 8. Такое решение — кардинальное. Так вот, для производителей мы — враги, потому что лишаем их прибыли. После того, как в системах охлаждения холодильников стали применять горючий газ R600а, срок его службы сократили с 20 лет до 8-ми! Более того, стенки трубки тоже стали делать тоньше: вместо 2 мм, всего 0,3 мм. А дальше? Покупай новый, ведь старый использовать опасно, может взорваться. То есть заводы получили карт-бланш на массовое производство, понимая, что загнали потребителя в угол. Как жить без холодильника? А ведь новый он сегодня стоит 15-20 тысяч рублей минимум.
Когда я все это осознал, отчетливо понял, что пострадали обычные люди. Производители сегодня намеренно выпускают неремонтопригодную продукцию. Поэтому я поставил задачу - продлевать хорошим холодильникам жизнь. У меня были накопления, и я снял несколько гаражей - там я храню агрегаты-доноры (холодильники и стиралки). Их у меня аж 60 единиц. Для мастерской я купил один большой гараж. Организовал там что-то наподобие операционной для бытовой техники.
Доктор, который лечит технику.
Я возвращаю к жизни бытовые агрегаты, которые производили 20,30,40 лет назад, и они потом прекрасно «пашут». Я ведь на нее и гарантию годовую даю, поэтому у меня уже очередь на отремонтированные холодильники на 3-4 года вперед.
Стены в мастерской я покрасил в белый цвет, развесил плакаты, сделал яркое освещение, провел отопление. Моим пациентам здесь комфортно: каждому уделяю время, ставлю диагноз, лечу. Когда отремонтирую какой-то экземпляр, он у меня находится на профилактике. Я слежу за параметрами, все записываю: какая держится температура, как работает мотор, экспериментирую с регулятором. А как без этого? Он ведь должен будет потом переехать на новое место жительство целым, невредимым и «здоровеньким». При передаче его новому хозяину, я выписываю своему вылеченному пациенту рекомендации по дальнейшему образу жизни — эксплуатации. Во-первых, всегда не рекомендую ставить холодильник возле газовой плиты или близко к стене. В противном случае он будет работать с повышенной нагрузкой. «Сердечко» надорвет. Во-вторых, предупреждаю, чтобы при размещении продуктов внутри холодильника, хозяева не придвигали их близко к задней стенке, чтобы раскладывали продукты в соответствии с назначением полок. Обязательно держите в холодильнике градусник для контроля температуры. В плюсовой камере она не должна подниматься выше +8. В-третьих, регулярно проверяйте напряжение в сети.
Да, чуть не забыл! У меня ведь и особые пациенты есть, которым я провожу «операции на мозге». Это очень сложная «нейрохирургия». Вот эта «операционная» находится совсем в другом месте — в моей домашней мастерской на балконе. Хотите там побывать?
- Конечно! - ответила я.
«А мы ему перепрограммируем мозг»
Вот так я попала в домашнюю мастерскую Олега.
- Здесь я паяю электронные модули. А началось все со знакомства с агрегатом — холодильником с линейным инверторным компрессором. Его делает известнейшая южнокорейская компания. Он стоит от 50-ти до 100 тысяч руьлей. Поначалю народ стал активно его покупать: он — красивый внешне, и на его мотор дается гарантия — 10 лет. То есть покупателя заранее успокаивают: «Это новейшая технология, все работает, как часы!» Вообще средний срок службы мотора современных холодильников от 3-х до 5-ти лет. Вы не вспоминайте советский холодильник «ЗИЛ» - шедевр морозильной техники. У многих он работает до сих пор! Но такие давно не выпускают. Так вот, линейный инверторный компрессор, вскоре выходит из строя. Что происходит дальше. По закону о защите прав потребителя мастер по ремонту бытовой техники по гарантии имеет право к вам ехать аж 40 дней! Нужно к этому приготовится. Затем диспетчер в гарантийной мастерской вас сразу же предупреждает: да мотор обойдется бесплатно, но выезд, работа по замене будут стоить порядка 7-ми тысяч. А для многих людей это, во-первых, дорого, во-вторых, ждать 40 дней — издевательство. Кстати, сам навороченный мотор стоит ну очень дорого. Поэтому люди начинают искать мастера, который как можно быстрее им поможет. Вот здесь я и прихожу им на помощь, - говорит Олег. - Дело в том, что мы с приятелем в 2019 году придумали и спаяли уникальный модуль. Скажу больше, во всей нашей стране найдется не больше 10-ти человек, которым известна его электронная схема. Сама его идея родилась, когда я пытался ответить себе на вопрос: «Можно ли заменить линейный инверторный компрессор мотором от обычного холодильника? Есть же моторы, работающие десятки лет, но можно ли их адаптировать к новым импортным моделям?» Ведь на этом же человек может сэкономить десятки тысяч рублей. Оказалось — можно!!! Да еще как! Проблема состояла в следующем: как совместить надежный старый двигатель с «новыми» мозгами? Электроника в навороченном холодильнике была очень сложная! Но я решил задачу — изобрел устройство «адаптер-обманку» на аналоговых микросхемах. Этот вариант лучше программируемого аналога, до которого тоже додумался один парень из Казахстана. Вот оно.
Олег показывает небольшую коробочку с наклейкой, объемом, чуть больше нескольких спичечных коробков. А внутри то самый чудо-модуль. Рядом на стеллаже еще стопка таких упаковок.
- Мы дали объявление с описанием. Вы не поверите, спрос превысил предложение. И тогда мне пришлось освоить его серийный выпуск. Мы с женой закупали запчасти на китайских площадках: клей, корпуса, провода, электронные элементы. Потом вот здесь, на балконе, паяли, заливали эпоксидной смолой, упаковывали в коробки и продавали. Потом пригласили помощников. Модули разлетались, как горячие пирожки, по 20-30 штук в месяц, - говорит Олег. - Понимаете, потребитель на решение проблемы теперь затрачивает всего 2 тысячи плюс раздобыть надежный старенький мотор. Это на порядок ниже, чем предлагают производители.
Потом я узнаю, что эта южнокорейская компания подала на меня в суд. Что, якобы, я наношу им ущерб. Я, конечно, отбился. В итоге в иске суд недобросовестным производителям отказал. У меня ведь не было злого умысла, был только добрый (Олег улыбнулся). Представляете, компания сделала фуфло, продает его людям за бешеные деньги и хочет при этом жить припеваючи. Не выйдет! Знаете, почему их «люксовый» мотор, цена на который была сравнима со стоимостью всего холодильника, быстро выходил из строя? Да потому что в нем использовались некачественные материалы: внутри было много пластика, а для обмотки вместо меди использовали алюминий. Я его разрезал, изучал. То есть преднамеренно его делали неремонтопригодным, подсаживали на дорогие комплектующие и постоянную починку.
Та же история, кстати, и со стиралками. Для снижения ремонтопригодности известные зарубежные компании сейчас стали выпускать модели с запаянными баками. Если раньше бак можно было легко разобрать, вытащить барабан и поменять подшипник, то сейчас бак похож на крепкий грецкий орех. Но мы и его «раскололи», - научились пилить. То есть, разрезаем, чиним и сажаем на болты. Все потом работает отлично. Сложность была в методе распила: я это делаю с помощью нитки — нихромовой спирали, которая присоединяется к советскому сварочному аппарату. Она раскаляется, а дальше — дело техники. Работаю на малых токах.
Кстати, когда начались санкции, многие компании заявили, что ничего больше нам поставлять не будут. Но нас это не испугало и не испугает. Разве можно напугать наш народ, которому принадлежит половина всех фундаментальных открытий в науке?! Мы перекрывали реки и возводили плотины, полетели в космос, обуздали атом. Почему так получилось, что нам подсовывают дерьмовую продукцию, и мы ее берем?! Кто это лоббирует?!
Сейчас я разрабатываю модули-обманки для немецких холодильников и моделей других известных зарубежных брендов. Кстати, у нас в России есть и еще одна существенная проблема: в розетках частенько скачет напряжение, оно отличается от ГОСТа. Особенно это характерно для таких потребителей, как СНТ. Техника, как правило, сделана под параметры 220-240В, а у нас в розетках бывает и 130 В, и 270 В. Сложная электроника периодически «накрывается» медным тазом. Я использую одно устройство для контроля напряжения в розетке. Вот оно. Олег потянулся к верхней полке, а в это время за окном балкона, среди ночной тишины, послышался странный шум. Мы с мастером прильнули к окну.
«Следил за графиком мусоровозов и купил дом»
- Это Юрик опять с дедом сцепился,- вглядываясь в темноту, заулыбался Олег. - С Юрой мы когда-то вместе работали, и зарплаты у нас были высокие. А потом ситуация изменилась. Он сейчас один живет, жена с детьми ушла. Промышляет по помойкам. Вон видите, опять чего-то не поделили с конкурентом.
Возле мусорных контейнеров две темные тени тянули на себя, каждый в свою сторону, какой-то прямоугольный предмет.
- У нас на районе я знаю всех помоечников: это несколько пенсионеров с тележками, Юрик с приятелем, им подобные безработные и представители народов Кавказа. Первые обычно делают обходы по ночам, последние подъезжают на машинах днем — шарят в баках и возле них, а вот Юрик с напарником Мишей когда как. Но в основном они стараются следить за графиком движения мусоровоза. Последний мусор помоечная машина забирает где-то в районе 18-ти часов, и до утра можно чем-то поживиться, если повезет, выхватить «жемчужное зерно» к куче хлама,- поясняет Олег. - Вы не поверите, два года назад Миша на вырученные «помоечные» деньги купил сгоревший дом. Он его отремонтировал, и сейчас там живет, - спасибо мусорке. Вовремя успел. Сейчас ведь металлолом упал в цене прилично. А Миша в основном по металлу-то и специализировался. Для него счастьем было наткнуться на помойке на старую стиралку. Там железа хорошего — вагон! Но и старыми матрасами он не брезговал. Сжигал их на пустыре, и пружины металлические вытаскивал. То же самое делал со старыми советскими диванами. Пружин в них тоже много. Вот так на домишко и насобирал. У напарника Юры в телефоне всегда хранится свежая информация по движению мусорок не только в нашем районе. Он и в соседние районы заглядывал. Но это большой риск, потому что в каждом районе Московской области все территории мусорных клондайков поделены. Если поймают местные промысловики,— наваляют не по-детски.
Олег поскреб затылок, внимательно посмотрел на меня, будто сомневаясь, продолжать дальше или нет. На секунду замешкался, потом махнул рукой и заговорил.
«Штаны надел, выскочил, а … стиралки уже нет».
- Эх, я ведь тоже когда-то так начинал. Только у меня был основательный системный подход к делу, - говорит Олег. - Вообще, я в 15 лет впервые вместе с отцом отремонтировал свой холодильник. Ведь я — технарь, инженер по своей внутренней сути, устройству мозга, взглядам на жизнь. Закончил МИИТ, потом получил международное высшее образование MBА. После института работал начальником депо, был специалистом по грузовому подвижному составу. Числился в резерве замминистра путей сообщения. Уже здесь в Ожерелье с нуля мы возвели огромный завод по ремонту грузовых вагонов. Я работал там главным инженером. Обстоятельства сложились так, что вынужден был уволиться, - рассказывает Олег. - А тут сестра плачется, найди племяннику работу — денег не хватает. Тогда я ему задание дал обходить подъезды многоэтажных домов снизу доверху, искать старую бытовую технику. Выставляют за дверь в основном стиралки. А там основная поломка во всех моделях однотипная: выходит из строя подшипник, начинает греметь. Ее устранить — дело пустяковое. В общем племянник мне звонил, называл адрес. Я подъезжал на машине, и мы грузили технику. Так за несколько лет мы 60 штук насобирали. Правда, я спину сорвал. До сих пор поднывает. Так вот, одни модели я использую, как доноры, другие, в симпатичных корпусах, — восстанавливаю. Немецкая техника уходит по 10-15 тысяч. В месяц наш доход составляет в среднем 100 тысяч только на ремонте и продаже стиралок. Смотрите, какая красота на выходе получается.
Олег показывает фотографии восстановленной техники и сам с удовольствием их рассматривает.
- У меня покупают машины охотно, потому что всегда даю годовую гарантию. Но если честно, со стиралками последнее время заниматься разлюбил. С ними не так интересно, как с холодильниками. По сути, это обычный конструктор. Вначале все разбираешь, чтобы добраться до подшипника, затем замена детали, и далее собираешь в обратном порядке. Самое главное не потерять винтики-гаечки, чтобы все потом встало на свое место. В неделю я восстанавливаю одну машину. Но по вызовам ездить значительно выгоднее, хотя не всегда приятно. Ломается, например, стиралка в совмещенном санузле. И приходится крутиться вокруг унитаза, который не всегда чистый, чтобы разобрать агрегат. В такие моменты вспоминаю, как управлял огромным коллективом, у меня была личная машина, свой кабинет, костюм с иголочки. Эх, как меняется жизнь человеческая. А сейчас особенно стремительно, и люди меняются, - Олег на секунду задумался. - Заметил вот, граждане у нас в районе сейчас меньше вещей выбрасывать стали. А если что-то и появляется, не успеваешь схватить. На днях смешная ситуация была. Я увидел в окно: беленькая стиралка у помойки стоит. Штаны скорее надел, выскочил, а ее уже нет. Забрали. Если честно, про себя улыбнулся. Народ, видимо, думать начал, мозгами шевелить, сам ремонтировать. Такие перемены — к лучшему!
Светлана ПЕТРУШОВА