Власти РФ, наверное, забывают про исторический материализм, или, проще говоря, о том, что структуру общественно-экономической формации характеризуют базис и надстройка, где базисом является экономика, а надстройкой, соответственно, политика. Хотя абсолютное большинство представителей нынешней власти и учились в советской системе образования.
В СССР же в эпоху «развитого социализма» об этом помнили, поэтому при плановой экономике, при всех её плюсах и минусах, последние три десятка лет до распада страны стабильно держали цены и тарифы на одном и том же уровне. Взять, в частности, стоимость проезда на общественном транспорте: в 1961 году, как одним из результатов проведения денежной реформы, стала фиксированная стоимость проезда на одном уровне для всех городов. Проезд на метро и автобусе стоил пять копеек – легендарный «пятачок», на троллейбусе* – четыре, на трамвае, соответственно, три. Такие цены были незыблемыми более 20 лет, до 1985 года (в некоторых городах даже до 1991 года). И лишь в 1985 году в Москве установили единый тариф для поездок на всех видах транспорта – 5 копеек. Ныне в столичном регионе – 50 рублей**. Штраф же за безбилетный проезд составлял 1 рубль. Сегодня – 1000 рублей**. Ну а стоимость жилищно-коммунальных услуг не превышала 10 процентов от стандартной зарплаты (отметим, одного работающего человека, а не семьи), и средняя сумма квитанции составляла примерно 18 рублей (помнится, мы ежемесячно платили почти такую же сумму за «трёшку» в 76 кв. м).
В наше же нестабильное время рост не только тарифов, но и цен стабильно (извините за тавтологию) меняются ежегодно, ежеквартально, ежемесячно, ежедекадно, еженедельно, ежедневно… И суть дела тут совсем не в рыночной экономике, которой, стоит заметить, не бывает в чистом виде, а в т.н. ценовой политике синдикатов, захвативших российских рынок в предшествующие как минимум 20 лет. Взять, к примеру, французскую (!) корпорацию «Ашан» с её сетью одноименных гипермаркетов и продовольственных магазинов-дискаунтеров «Атак». Как в самом «Ашане», так и в «Атак» представлены, помимо прочего, товары марки «Каждый день». Так вот, рост цен с первой декады 2022 года, например, на наполнитель для кошачьего туалета (впитывающий) составил 234,55% или почти в 2,5 раза! При этом, цены в «Ашан» и «Атак» на одни и те же товары почему-то разнятся. На конец сентября цена на данный наполнитель в «Ашане» составила около 77 руб., а в «Атак» – ок. 129 рублей. Похожая ситуация обстоит и с российской компанией X5 Group (?!), а точнее, с сетевыми магазинами «Перекрёсток» и «Пятёрочка»: одни и те же товары продаются по разной цене. Маркетологи объясняют это тем, что «Перекрёсток» считается (интересно, у кого?) магазином, работающим в «среднеценовом сегменте», а «Пятёрочка» – торговой точкой «экономкласса». Вот такая игра с ценами или, как её ещё называют, ценовая политика: когда цена товара с т.н. скидкой – это более-менее адекватная цена, а «обычная» цена является завышенной.
Спросите, а для чего всё это? Да чтобы создать видимость ценовой конкуренции. А может отчасти и в том, что надо как-то покрыть расходы, которые понесли торговые сети, принявшие участие в программе «Миллион призов» – когда гражданин (в нашем случае – москвич), принявший дистанционное участие (здесь хочу заметить, что лично я в голосованиях подобного рода участия не принимаю) в т.н. выборах, может рассчитывать на приз в виде бонусов (что это, как не завуалированная форма подкупа потенциального избирателя?), на которые, предварительно активировав, можно приобрести продовольственные и непродовольственные товары?
P. S. Напомним, в начале февраля 2019 года президент РФ Владимир Путин на форуме «Деловая Россия» по-своему объяснил смысл уничтожения санкционных продуктов: «Иногда с точки зрения экономики лучше что-то пустить под нож, чем просто раздать. Как это ни странно звучит».
*В августе 2020 года московский троллейбус канул в Лету.
**С 15 октября стоимость проезда в Москве повышается на 4 рубля (предыдущее повышение произошло в 2022 году и также на 4 рубля) и составит 54 рублей по карте «Тройка», штраф же за безбилетный проезд увеличивается до 2000 рублей.
А что обо всём этом думает наш уважаемый читатель? Пишите в комментариях.
_____________________________
Читайте также: «ЖКХ: Ничего личного, это просто бизнес»
Прочитав статью, нажмите лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно. Подписка на канал также приветствуется!
!!! Поддержать не только канал «USSR&Russia», но и братьев наших меньших можно с помощью ЮMoney