Найти тему
Донбасс Опера

Покорили Москву

Недавно в Москве прошел очередной, восьмой по счету, фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку». Уже не первый год его неизменным участником является коллектив Донбасс Оперы. Привезти в столицу России новую постановку, которая произведет сильное впечатление на взыскательную публику, нашим артистам не мешали никакие обстоятельства. Не изменили они этой доброй традиции и в нынешнем году, решив применить тяжелую творческую артиллерию – показать московским поклонникам классического искусства сразу две премьеры. Да не где-нибудь, а на Новой сцене Большого театра России!

Обычаи и традиции фестиваля

Традиционно фестиваль проводится осенью. Как правило, его участники показывают привезенные из всех уголков России спектакли на нескольких сценических площадках столицы. Ежегодно приезжает более 40 театральных коллективов, стремясь порадовать зрителей лучшими постановками из своего репертуара.

Несмотря на санкции и политическое давление, среди участников фестиваля «Видеть музыку» в этом году появилось три зарубежных театра. Интерес к этому яркому, масштабному культурному событию растет, и его география уже выходит за пределы Российской Федерации. Скорее всего, в ближайшей перспективе фестиваль приобретет международный статус.

В атаку! Вперед! Балет "Война и мир"
В атаку! Вперед! Балет "Война и мир"

Сюрпризы и открытия

Вот уже 8 лет «Видеть музыку» становится форумом музыкального искусства, где зрители получают в подарок не просто потрясающие впечатления от просмотра новинок, но и запоминающиеся сюрпризы.

В этом году таковыми стали презентованные участниками из Донецка премьеры. На открытии фестиваля взыскательная публика была покорена оперой «Князь Игорь» Александра Бородина и балетом «Война и мир» Вячеслава Овчинникова. К тому, что Донбасс Опера каждый год привозит интересные, необычные постановки, порой даже нестандартных форматов, как театральная феерия «Кармина Бурана», организаторы фестиваля уже привыкли. Но увидеть настолько мощные премьеры, подготовленные под непрекращающимися обстрелами центра города, не ожидал никто.

Вот что рассказала представителям СМИ руководитель литературно-драматургической части Донбасс Оперы Наталья Дейнека:

«Президент Ассоциации музыкальных театров, которая уже восьмой раз проводит фестиваль «Видеть музыку», российский театральный режиссер Георгий Исаакян от нахлынувших чувств проплакал все первое действие оперы «Князь Игорь». А ведь он видел немало достойных постановок в хорошем исполнении. Он искренне недоумевал, как мы в наших условиях смогли поставить эту оперу. Как такое вообще возможно?!»

Ажиотаж вокруг спектаклей

Донбасс Оперу в Москве ждали. Ждали с большим интересом. Вокруг покупки билетов на донецкие спектакли даже возник ажиотаж. В середине августа приобрести билет на «Войну и мир» было уже невозможно. Москвичи ожидали, что балет будет грандиозным. Возможно, просачивалась какая-то информация с проходивших в столице репетиций.

«Князь Игорь». Половецкие пляски
«Князь Игорь». Половецкие пляски

«С оперой «Князь Игорь» зрители и специалисты давно знакомы, – рассказывает Наталья Дейнека, – они видели ее в разных интерпретациях, хотя в последнее время ее мало где показывают ввиду сложности музыкальной и в плане достойной режиссуры и сценографии. А балет «Война и мир» стал для всех практически абсолютным открытием. Музыку, особенно вальс Наташи Ростовой и Андрея Болконского, слышали многие, но ассоциируют ее исключительно с кинофильмом Сергея Бондарчука. А здесь – балет, где музыка Овчинникова заполнила собой все: сцену, оркестровую яму, зал и сознание каждого зрителя в зале. Отметим, что спектакль посетила вдова композитора».

Князь Игорь.  Проводы на войну
Князь Игорь. Проводы на войну

Овации «Донбасс Опере»

После спектаклей наши артисты и постановочная группа были удостоены не просто аплодисментов, а настоящих оваций. Среди зрителей были не только москвичи, но и любители театрального искусства, приехавшие в столицу специально на фестиваль «Видеть музыку» со всех уголков России.

"Война и мир". Победа русского оружия
"Война и мир". Победа русского оружия

Публику, истосковавшуюся по классической чистоте, поразило то, что гости из Донбасса смогли создать спектакли по всем классическим канонам, сохранив стилистику эпохи и одновременно легкость, изящество. По-настоящему виртуозная режиссура, впечатляющая сценография, исторически точные костюмы сделали как оперу «Князь Игорь», так и балет «Война и мир» незабываемыми. В каждом спектакле проведены четкие параллели с современностью и подчеркнута актуальность исторических событий, происходивших в России в давние времена. Как сказал художественный руководитель театра народный артист Украины Вадим Писарев, «Это спектакли о нас с вами». Нельзя не согласиться.

Герои нашего времени

Так можно смело сказать о любом артисте, любом представителе постановочной группы, любом работнике технического цеха, работавшем над спектаклями, покорившими представительный московский фестиваль. Все они показали, на что способны, и выложились на сто процентов.

Опера «Князь Игорь» прошла полностью с донецким составом солистов. В главных партиях блистали заслуженный артист Донецкой Народной Республики Владислав Лысак (Князь Игорь), лауреат международных конкурсов Анастасия Мельникова (Ярославна), лауреат международного конкурса Андрей Кривохата (Владимир Игоревич), лауреат международного конкурса Максим Алексейчук (Кончак), заслуженный артист Донецкой Народной Республики Вадим Воловчук (Галицкий).

"Князь Игорь". Ярославна (Анастасия Мельникова) и князь Игорь (Владислав Лысак)
"Князь Игорь". Ярославна (Анастасия Мельникова) и князь Игорь (Владислав Лысак)

В балете «Война и мир» были задействованы солисты из Кремлевского балета (Москва) и Марийского театра оперы и балета (Йошкар-Ола). Ряд ведущих партий исполнили донецкие танцовщики. Зрители остались в восторге от того, как танцевали заслуженный артист Донецкой Народной Республики Роман Белгородский (Наполеон), Дарья Донцова (Война), Лиза Болконская (Анна Вальчик), лауреат международного конкурса Анастасия Никольская (Элен), лауреат международного конкурса Александр Наумов (Анатоль), лауреат международных конкурсов Виктория Губрий (Княжна Мария), Валерий Видманкин (Николай Ростов). Генеральный директор «Донбасс Оперы» Евгений Денисенко отметил, что на этот спектакль в Донецке есть полноценный состав из наших солистов.

«Нельзя не восхититься тем, как великолепен был хор под управлением главного хормейстера театра народной артистки Украины Людмилы Стрельцовой. Оркестр под управлением главного дирижера заслуженного артиста Донецкой Народной Республики Юрия Парамоненко очаровывал, отдельные номера хотелось слушать снова и снова, вызывая на бис», – рассказала журналистам Наталья Дейнека.

Вот как оценил их труд московский музыкальный критик искусствовед и историк оперы Александра Матусевич:

«Оркестр под управлением Юрия Парамоненко радовал богатым звуком и слаженностью игры, необходимую в русской опере слитность и мощь демонстрировал хор Людмилы Стрельцовой».

Сейчас наш театр собрал солидную коллекцию положительных отзывов московских СМИ. Мы очень рады за «Донбасс Оперу» и надеемся, что в скором времени сможем увидеть эти спектакли в Донецке.

Фото предоставлены «Донбасс Оперой»

#донбассопера #войнаимир #князьигорь #видетьмузыку