На прочтение «Одаренных детей» меня сподвиг ролик семейства Т. о данной книге. Стало интересно сравнить свое мнение и мнение «гениев» Евгения и Евгеньевичей.
Что заметно? Алиса и Хемик с удовольствием делятся историями о других детях, потому что им это понятно. И еще то, что Алису зацепила самая первая девочка, как будто дальше она читала книгу совсем по диагонали. Хотя первая далеко не самая яркая история.
В первом классе начальной школы быстро стало очевидно, что Мириам уже умеет делать многое из того, чему другим детям еще предстояло научиться. Учительница не знает, что ей с ней делать, и пытается, насколько это возможно, мотивировать ее заниматься тем же, чем занимаются другие дети. «Ей нужно научиться подстраиваться, – считает она, – ей не должно казаться, что она находится на каком-то особенном положении». Она подозревает, что родители Мириам предъявляют к ней завышенные требования, и считает ребенка «несчастным». Учительница уверена, что у девочки, равно как и у других детей, «есть право играть в веселые обучающие игры, предназначенные для их возраста, которые так важны для развития!»
Как и другие дети с опережением в развитии, Мириам сама открыла для себя эти игры еще задолго до того, как она пошла в школу.
Папа пытается спорить с тем, как одаренность описывается в книге. Но там приведено несколько теорий, на любой вкус, не испорченный пельменями. Хотя, конечно, в среднем здесь оперируют IQ около 130 и выше, но к "гениям" этот подход точно не подходит. У них же во Векслеру все 250 «с поправкой на возраст»
Согласно Джо Рензулли, для того, чтобы констатировать наличие одаренности, должны присутствовать следующие три личностных составляющих: интеллектуальные способности (превышающие средний уровень), креативность и мотивация. Он называет это трехкольцевой моделью одаренности.
Мда... Даже не сомневаюсь, абсолютно негодные критерии. как и эти:
Человек, по определению, – существо социальное, и это означает, что ему необходимы хорошие взаимоотношения, прежде всего с семьей, в школе и с друзьями. Необходимо иметь достаточные развитые социальные навыки, уметь нормально общаться с другими людьми, да и люди из ближайшего окружения должны предоставлять ему свободу действий и возможности для реализации способностей.
Или это:
Уже в начале XX века Стерн писал: «Одаренность представляет собой лишь возможность для достижения успеха, его неотъемлемое условие, но не является успехом как таковым»
ну ладно, не все же там так плохо. Правда?
Проблемы с одаренными детьми возникают лишь в том случае, если вовремя не распознать, что им нужна учебная программа, отличающаяся от программы для их сверстников. Они возникают не из-за одаренности как таковой, а когда одаренный ребенок не может развиваться в соответствии со своим темпом или же его принуждают сделать шаг назад в своем развитии. У любого человека такое обращение вызвало бы гнев и раздражение.
Надеюсь, хоть это Ети устраивает? Потому что дальше точно не про «евГениев»:
многие одаренные люди часто испытывают потребность в уединении и действуют лучше в спокойной обстановке. Иногда может показаться, что некоторые одаренные люди реагируют медленно или сдержанно. Это связано с тем, что им требуется дополнительное время на упорядочение полученной информации.
Им уединение не важно, как и дополнительное время. Зачем? Базово охватили и хватит, поехали дальше.
Интересно, а это есть?
польский психиатр, психолог и философ Казимир Домбровский описал феномен сверхчувствительности, когда даже минимальный стимул вызывает определенную поведенческую реакцию. Согласно Домбровскому, сверхчувствительность является одной из характерных черт личности одаренных людей и лежит в основе их огромного потенциала.
А вот этот точно видно невооруженным глазом (хотя как раз это и отрицается главой семейства):
Сверхчувствительных людей часто считают странными, а иногда даже ненормальными или невротичными.
Домбровский описывает пять видов повышенной чувствительности. Каждый сверхчувствительный человек в какой-то степени обладает всеми этими пятью видами, хотя акценты у всех расставлены по-своему. Ниже мы приводим их список:
1. Психомоторная чувствительность
«Психомоторно чувствительный» человек обладает огромным количеством энергии, говорит быстро, часто выглядит возбужденным, да и физически он тоже очень энергичен;
(было заметна у Алисы в 9 лет в студийных записях)
2. Сенсорная чувствительность – про это информации не было нигде, вроде.
Скорее, уж гипочувствительность. Иначе как заниматься при таком шуме-гаме?
3. Интеллектуальная чувствительность
Интеллектуальная чувствительность включает склонность к интенсивным и глубоким размышлениям, любознательность и любопытство, способность и желание фокусировать свое внимание, наблюдательность и проницательность (не путать со склонностью делать поспешные выводы), а также сильную зрительную память.
Зрительная память, наверное, присутствует.
4. Развитое воображение
– вот уж точно незаметно по имеющимся видео
5. Эмоциональная чувствительность
(это нам хорошо показал Хемик в видео с «пририсованными тиками»)
Думаю, это не понравилось точно:
Как узнать, когда вы уделяете ребенку недостаточно внимания, или же наоборот, заходите слишком далеко в своем стремлении поддержать ребенка в его занятиях и интересах? Нужно ли удовлетворять любопытство малыша, которому всего 2–3 года, или же это еще слишком рано? На эти вопросы мы постараемся ответить ниже.
Слишком далеко, по его мнению, быть не может. Все только в ЗБР!!!
Вот это, думаю, вызвало наибольший протест:
Излишнее стимулирование происходит, когда вы постоянно подталкиваете ребенка ко все большим достижениям или же когда вы предлагаете ему такое количество информации, что она превращается для него в хаотичный поток импульсов, или когда вы не даете ребенку ни времени, ни шанса для того, чтобы разобраться, чего же он хочет сам.
У нас же налицо пока что «папа знает».
Если родители во всем делают акцент на «достижения», то все удовольствие, которое дети получают от занятий, куда-то быстро исчезает.
Пока энтузиазм, подкрепляемый сушками и пельменями, вроде есть, но подождем подросткового возраста старшеньких. Уже недолго
каждому человеку, каким бы одаренным он ни был, необходимо время для того, чтобы переработать и упорядочить полученную информацию. Мы имеем в виду информацию в широком смысле слова, например, все, что вы видите и слышите на улице по дороге в школу: тротуарные плитки, пение птицы, шум транспорта, щелканье светофора, человека, который преграждает вам путь, человека, вызывающего у вас страх, или же соседку, машущую вам рукой. А иногда бывает полезно просто тихо посидеть и ничего не делать. Именно в эти моменты полученная информация ищет себе место в вашем сознании.
Что-то я плохо себе это представляю в указанной семье
Вот, что еще можно предложить одаренным детям в дополнение к основной школьной программе:
– факультативы, такие как, например, освоение сложного программного обеспечения, которым дети еще не владеют, или минералогия (сбор и изучение ископаемых);
– летний лагерь;
– воскресную школу;
– мастер-классы.
Кроме того, школа может наладить сотрудничество с музыкальными школами, культурными центрами и/или музеями. Для того чтобы воплотить в жизнь приведенные выше способы углубленного обучения, нужна определенная гибкость в организации учебного процесса.
Ну, тут все помнят. Если не матер спорта, или не профессиональный музыкант в планах, то даже начинать не стоит. Максимум – побегать на стадионе на нормы ГТО с папой-тренером
И напоследок просто история, которая впечатлила Хеймдалля и в которую не поверили многие зрители и читатели Дзена - типа, не могут ребенку запрещать читать в современном мире. Очень даже могут:
У младшей сестры Раймонда Эвелин, которая уже учится в начальной школе, другой характер, чем у ее брата. Она не выносит того, что ее познавательные порывы постоянно сдерживают, и яростно этому сопротивляется. В школе детям выделяют один час для самостоятельных занятий, однако читать Эвелин не разрешают, потому что учителя опасаются, что в таком случае она будет слишком опережать своих одноклассников. Эвелин демонстративно кладет свои ноги на стол и настаивает на своем праве, как и другие дети, выбирать, чем она хочет заниматься в предоставленный ей свободный час. Почему другие дети могут выбирать, а она нет?