Найти тему
Петр Свирин

Идущий наперерез

Роберт Людвигович Бартини: "Я пойду наперерез!"
Роберт Людвигович Бартини: "Я пойду наперерез!"

Немногие знают о самом загадочном в истории нашей страны авиаконструкторе и удивительном человеке – Роберте Людвиговиче Бартини. До своего переезда в СССР он был известен под именем Роберто орос ди Бартини. Биография Бартини очень красочна и полна самых невероятных тайн и загадок.

Таким было даже само рождение будущего гения советской авиации. Согласно утверждениям самого Бартини, случилось так, что его после смерти матери усыновил барон ди Бартини, не зная, что является биологическим отцом мальчика.

Роберто с ранних лет предпочитал проводить время в библиотеке, одним из его пристрастий был спорт (плавание и футбол). Ему очень легко давались иностранные языки. По мере взросления Роберто Бартини научился свободно говорить на 7 языках. Позднее он проявил склонность к физике и математике. Подражая Леонардо да Винчи, он овладел умением зеркального письма, научился синхронно писать обеими руками.

В годы Первой мировой войны он служил лейтенантом в австро-венгерской армии и был приговорен к расстрелу за убийство старшего по званию офицера. Но судьба сложилась так, что он попал в плен во время Брусиловского прорыва российской армии и оказался на Дальнем Востоке. Подробности его пребывания на территории нашей страны неизвестны, но именно здесь он проникся идеями коммунизма.

По возвращении в Италию в 1922 году Р.Л. Бартини принимал активное участие в коммунистическом движении Италии, за что по приказу Муссолини его должны были казнить. После побега из тюрьмы и скитаний по разным странам Бартини в 1925 году оказался в Советском Союзе.

Его головокружительная карьера в СССР началась с работы простым лаборантом-фотографом при аэродроме на Ходынке, после чего умный и талантливый молодой человек, начал стремительное продвижение на вершину успеха. Уже в 1927 году Р.Л. Бартини вошел в состав научно-технического комитета ВВС СССР. Но должность чиновника ему была не по душе, и он был направлен руководить группой конструкторов в одну из самых главных самолетостроительных организаций тех лет – ОПО-3 (Наркомтяжмаш).

Во главе с Бартини конструкторы смогли разработать серию уникальных гидросамолетов. Его идеи превосходили возможности, которыми обладала наша страна в то время. К примеру, один из его самых невероятных проектов – самолет невидимка был протестирован и реализован в 1935 году, но в серийное производство принят не был. В этом же году Роберт Людвигович стал главным конструктором СНИИ СССР, где по его разработкам создали летательный аппарат "Сталь-7" – 12-местный пассажирский самолет. А в период Великой отечественной войны, Сталь-7 трансформировался в военный бомбардировщик ЕР-2, но в серийное производство также запущен не был.

-2

Печально, но один из умнейших людей того времени в 1938 году был приговорен за измену Родине к 15 годам лишения свободы. Бартини предъявили обвинение в связях с врагом народа Тухачевским и работе на итальянскую разведку Муссолини. Только заступничество Ворошилова, посетовавшего Сталину на его арест, помогло Р. Бартини избежать верной смерти. Он попал в «шарагу», одно из авиационных КБ, где работал под контролем Туполева, который считал Бартини своим учителем.

В 1942 году Бартини побывал в кабинете Л.П. Берия. Последний оказал радушный прием конструктору и высказал просьбу о необходимости создания современного истребителя-перехватчика. Р.Л. Бартини выразил согласие на участие в разработке самолета, но в ответ попросил освободить его из тюремного заключения поскольку никаких преступлений он не совершал. В этом же году необходимые расчеты были готовы. Но его истребитель-перехватчик Р-144 с жидкостно-реактивными двигателями, невероятной скоростью, равной двум сверхзвуковым, и стреловидным крылом был слишком мощным, наукоёмким и не мог быть реализован в 1942 году! Именно в «шарашке» он начал разработки теории экранного эффекта, там же создал первые чертежи «крыла Бартини», которое через много лет было использовано в сверхзвуковых самолетах Ту-144 и «Конкорд».

А.Н. Туполев: "Бартини, тебя наша промышленность не потянет!"
А.Н. Туполев: "Бартини, тебя наша промышленность не потянет!"

В 1946 году, Бартини был переведен в Таганрог, а затем в Институт аэродинамики отделения Новосибирской Академии наук.

Бартини спроектировал и первый в мире межконтинентальный взлетающий в вертикальном положении бомбардировщик ВВ-14, который смогли разработать и реализовать. По рассказам очевидцев, когда Бартини шел к своему творению по взлетному полю, то плакал от счастья. Ведь это была вторая разработка из более чем двух десятков, предложенных им ранее, которую удалось построить и привести в рабочее состояние.

Это фантастика!!!
Это фантастика!!!

Это было творение, обладающее невероятными, почти фантастическими характеристиками. Грузоподъемность и скорость были просто потрясающими, а способность моментального взлета и посадки впечатлила все умы тех годов.

В 1956 году, Р.Л. Бартини был полностью реабилитирован, оказавшись единственным авиаконструктором, который провел за решеткой весь срок.

Интересно, что основные его разработки и идеи пришлись на время, проведенное в заключении. Предпринимая отчаянные попытки к освобождению, конструктор пытался создать сверхмощные летательные аппараты, которые способствовали бы победе над фашистами. После освобождения его откомандировали в ОКБС МАП в Люберцы.

Р.Л. Бартини – самый выдающийся конструктор своего времени, он спроектировал 60 самолетов, но только 1 из них вошел в серийный выпуск и 4 были собраны для проведения опытов. Он стал первым конструктором, который выдвинул предложение о создании самолета-разведчика, развивающего сверхзвуковую скорость и имеющую ядерную установку дальнего действия – Р-57-АЛ.

В начале 60-х годов прошел успешные летные испытания самолет-амфибия под названием Бе-1, который проектировался в качестве устройства, позволяющего контролировать большую часть земной поверхности. Он имел вертикальные взлет и посадку, а также предназначался для использования на льду, на море и в океане.

Он разработал «теорию межконтинентального транспорта земли», в рамках которой определил, что «наиболее эффективным для межконтинентальных маршрутов является амфибийный аппарат с вертикальными взлётом и посадкой или использующий воздушную подушку. Только в этом случае можно было бы удачно совместить большую грузоподъёмность воздушных судов, высокую скорость и маневренные возможности самолётов».

Межконтинентальный транспорт Земли
Межконтинентальный транспорт Земли

Вершиной творчества Бартини стал вертикально взлетающий экранолёт ВВА-14М1П с максимальной взлётной массой 52 тонны и дальностью полёта около 2500 километров. Вот только увидеть полёт своего детища барону не довелось – он скончался за рабочим столом в 1974 году. В 1976-м проект был закрыт, и теперь единственный экземпляр этого экраноплана хранится в Монино.

О судьбе его проектов красноречиво рассказывает байка о том, как в годы войны, рассмотрев материалы очередной разработки Бартини, Туполев сказал, отправляя очередную папку с документами в сейф, что промышленность его (Бартини) не потянет.

Несмотря на огромный талант в проектировании моделей самолетов, Бартини искренне полагал, что это лишь увлечение. В течение всей жизни он трудился над теоретической физикой. Существует множество недоказанных им теорий, которые изучаются учеными до сих пор.

Роберт Бартини, являлся сторонником и основоположником идеи о многомерном пространстве, разработал теорию существования шестимерного пространства. Мир Бартини существует в трехмерном пространстве и трехмерном временном измерении. Он полагал, что время можно измерить в пространстве, а пространство во времени.

Еще одним достижением в физике, стало создание кинематической системы единиц, которая представляет собой предложение перевести значение всех физических величин через единицу измерения времени и пространства.

Философские работы Роберта Бартини не издавались, и широкой публике они не известны. Пожалуй, впервые ученые познакомились с идеями великого философа на международном конгрессе "Фундаментальные проблемы естествознания" в 2020 году, где с докладом "Объемное время Бартини" выступил А.П. Никитин.

В среде литераторов до сих пор бытует мнение, что Бартини был близко знаком с Михаилом Булгаковым. По мнению биографов Воланд из "Мастера и Маргариты" был наделен всеми качествами загадочного гения.

Заранее предвидев свою скорую кончину, Бартини оставил завещание, согласно которому все его труды должны быть запечатаны в металлический ящик и не вскрываться до 2 197 года.

По всей видимости, только через 200-300 лет человечество дойдет до такого уровня развития техники и духовного развития, чтобы в полной мере осознать открытия гениального итальянца и начать строительство созданных им проектов самолетов.

Вы спросите, почему материал называется "Идущий наперерез"? Ответ, как это ни странно, одновременно очень прост и невероятно сложен. Однажды, выслушивая сетования чиновников об отсталости советской науки и невозможности догнать передовые страны на целом ряде научных направлений, Бартини заявил, что он и не собирается никого догонять. "Я пойду наперерез" – ответил он сомневающимся. Напутствие великого "Мастера" особенно актуально сегодня для ученых нашей страны.