Продолжаю изучать книгу о гиперсистематизоторах «Искатели закономерностей». По мне, взгляды автора на аутизм (пусть он и признанный специалист в этой области) несколько странные:
Моя точка зрения такова: когда мы говорим об аутизме, применимы все четыре понятия — отличительные особенности, ограниченные возможности, расстройство и болезнь.
Однако мне немного странно, как он их рассматривает
Отличительные особенности обладателей аутического склада ума очевидны: пресноводные и морские рыбы не являются ни нормальными, ни ненормальными — они по-разному развивались, чтобы жить и процветать в определенной среде, но испытывать трудности в другой. Отличие может быть физическим: например, у некоторых людей голубые глаза, а у других — карие, кто-то выше, кто-то ниже ростом. Различия могут быть и психологическими, поскольку у всех людей есть свои сильные и слабые стороны. Подумайте о тех, кто обладает исключительной памятью, или о тех, кто демонстрирует удивительное внимание к деталям, или о тех, кто стесняется вести обычную беседу и предпочитает структурированные занятия.
Ограниченные возможности — это тот случай, когда человеку хуже, чем другим, даются определенные навыки либо в силу своего состояния он не способен заниматься повседневными делами и поэтому ему нужна поддержка. Примером может служить ребенок, который все еще не разговаривает в пять лет, и ему требуется помощь в общении.
Расстройство подразумевает, что человек страдает из-за тех или иных своих особенностей, причина которых пока еще не известна. Пример: боль в пищеварительном тракте, которую по неизвестным причинам испытывают многие аутичные люди.
А о болезни мы говорим, когда «симптом» вызывает страдания и причина известна. Например, эпилепсия, которая встречается у части аутичных людей.
Вот эти два последних пункта вызывают особые вопросы: расстройство при аутизме – это не боль в пищеварительном тракте, а расстройство коммуникации и расстройство социального взаимодействия, препятствующие нормальному общению, расстройство сенсорной системы, не диагностируемые как иные болезни, но заставляющие стиммить, затыкать уши или визжать от непереносимости бирки на одежде. А боль в желудке или эпилепсия – это сопутствующие болезни, но не аутизм как таковой. Именно, что они сопутствуют (или не сопутствуют) РАС и не являются сутью аутизма.
Аутизм предполагает гиперсистематизацию, что дает некоторые преимущества, но в то же время ведет к ограниченным возможностям — трудностям в общении и социализации, а также в реагировании на неожиданные изменения. Но при этом поиск закономерностей и гиперсистематизация требуют лечения не больше, чем цвет глаз, который тоже отчасти является отражением набора генов.
И все-таки я не уверена, что аутизм всегда предполагает гиперсистематизацию. Мне сложно представить аутиста с полевым поведением (1 группа по классификации Лебединской и др.) как гиперсистематизатора. Ну какой из него ситстематизатор вообще, не то что гипер-?
А вот с этим я согласна полностью:
Аутичным людям очень свойственна тревожность — от нее страдает, вероятно, не менее 80% из них. Обычно она проявляется в беспокойстве из-за неожиданных изменений или социального взаимодействия. Являются ли причиной столь сильной тревожности аутичных людей границы, на которые они наталкиваются при попытке систематизировать разные аспекты нашего мира? Мы уже обсуждали ранее, что часто аутичные люди склонны избегать общения, потому что многие формы социальных взаимодействий нельзя систематизировать.
А вот с этой гипотезой, что систематизации могут способствовать развитию у них обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), я не согласна (к счастью для меня, это только гипотеза). точнее, не согласна не с тем, что интенсивная работа мозга может привести к ОКР, а то, что это систематизация.
одни и те же поведенческие проявления и увлечения можно рассматривать по-разному. С одной стороны, детские «обсессии» — симптом «расстройства» или «заболевания» и связаны с ограничением способности к труду. С другой стороны, неустанное экспериментирование и подробные наблюдения — результат деятельности мозга, который в поиске закономерностей работает на полную мощность, что может привести в будущем к открытию, и такой ребенок может даже стать великим изобретателем.
Но вернемся к систематизаторским способностям аутистов:
Психолог Лоран Моттрон с помощью теста на невербальное зрительное мышление обнаружил, что аутичные люди способны на 40% быстрее обычных людей обнаружить закономерности и при этом у них отмечается бо́льшая активность визуальных областей мозга. Исследование, проведенное в Кремниевой долине в 2013 г., показало, что точные науки в университете изучает больше студентов-аутистов, чем представителей любой другой группы с ограниченными возможностями
Как я поняла автора, гиперсистематизаторы, относятся, если не к аутистам, то к Расширенному фенотипу аутизма (сам автор не использует этот термин) и испытывают трудности даже с самыми простыми повседневными социальными задачами, такими как создание и поддержание отношений, при этом они могут легко обнаружить в природе или в процессе экспериментирования закономерности, которых другие люди просто не замечают. Хотя встречаются гиперсистематизаторы, одновременно обладающие сверхвысокой эмпатией, и тогда их, наверное, уже нельзя отнести даже к расширенному фенотипу Это по мне, какие-то сверхлюди :)
Ну и напоследок о приятном. По мнению С. Барона-Коэна, в подходящих условиях и при подходящем окружении аутичные ограничения можно свести к минимуму, а сам человек будет трудиться на благо себя и общества (с помощью семей и компаний для помощи трудоустройства аутичных людей).
Если человека поддерживают родители или партнер, помогая ему функционировать, диагноз может и не потребоваться. Точно так же диагноз может не иметь значения, если образ жизни хорошо сочетается с характеристиками аутизма (например, при самозанятости или внештатной работе, когда есть доброжелательные, терпимые соседи или коллеги). В диагнозе нуждаются только те, кто испытывает трудности из-за аутизма