В 1722 году 16 февраля царь Всея Руси Петр I, дабы упрочить трон свой монарший, в пользу единоличную, указ о престолонаследии издал. До этого на Руси власть монаршая по наследству от отца – сыну передавалась. Император Петр I тот вековой закон православный порушил.
По новому, только он один имел право назначать наследника, и не важно, из родни своей или какого-либо другого сословия. А чтобы народ упредить от обсуждений всяческих и волнений будущих, должны были тому указу немедленно присягнуть все подданные государства Российского. Да только слухи вперёд того неприемлемого приказания среди народа поползли, что мол должны христиане и другие народности присягнуть даже тому, кто еще не рождён и не крещён.
Люди сословий разных, в городах, в церквях, в деревнях, крепостях, на суше и на море присягнули тому – неведомо кому. Как ни есть, а царь Помазанник Божий, а уж какова суть, им без разницы, тем более что подобные указы, сыпались как из рога изобилия. Особо не вникали, главное усвоили, надо царю клятву верности дать, чтобы в немилость не пасть. Церковь тот документ утвердила.
В угоду царю Синод от 2 мая 1722 года документ справил, в котором сказывалось, что все священнослужители обязаны донос чинить властям мирским, о крамоле возможной, когда и как православный исповедается. Пойти на такое для священства – грех великий, не пойти – головы не сносить.
Дошли эти весть и до Сибири матушки, гарнизона военного Тарского, что на реке Иртыш. Крепость та из служивых и люда иного не менее трёх тысяч душ.
Еще в 1705 году, когда Царский указ о бритья бород, усов, да ношения платьев немецких, служивые гарнизона отринули. Власти, видя упорство, а главное что кафтаны те немецкие, тесны, неудобны да к холодам Сибирским не приспособлены, позабыли о том указе. А потому казачки да солдаты ходили в мундирах образца русского, старого, а борода да усы спасали летом от комарья, а зимой от стужи. А главное, люди в местах тех, не таясь, крестились, молились по прежнему двуперстием, придерживаясь веры древлеправославной.
Узнав про указы новые, порешили в том гарнизоне не торопиться. Бог даст и этот сатанинский указ перезабудется. Однако власти Московские депешу об отчетности потребовали. Как ни как все поданные России без оглядки присягнули этому царю неизвестному, неведомому, не рождённому.
Наставником духовным веры старой в гарнизоне Тарском и округе наравне с церковью православной был старец Сергий. Родом сам из Устюга, родился и вырос в семье стрельцов государевых. Однако с юности благочестие нашёл в древлеправославии. В Сибири оказался, когда отец его служивый в числе других на усиление крепости Тарской был отправлен.
В том месте благодатном, – в устье реки Тары, рядом с крепостью устроил отец Сергий пустынь для прихожан почитавших древлеправославие. С годами в общину староверов пришло большинство людей, что отношение к воинской службе имели.
Пришли к отцу Сергию люди православные, те, кто в общине состоял, представители военных от гарнизона и властей мирских, за советом, как поступить. Благочестивый слово страждущим сказал:
"Чада Божии, чтобы вы обо мне подумали ежели я начал крестить не ведомо и не видимо? Подумали не иначе, что с бесом я попутался. Все мы и так императору присягнули при восшествии его на престол. Кому же мы сейчас обязаны клятву давать, коли он жив? Неведомо. Видна рука Петра и на указе Синода Священного, по которому таинство покаяния в доносительство превращается.
Сами видите, не иначе как святотатство от бумаг этих происходит. Одно скажу, истинно верующий не пойдет на сделку с совестью, поперек Духа Святого не станет, потому как погибель, муки страшные да унижения будут ждать его.
Для тех, кому клятву давать без разницы, у кого страх перед гневом царским, да забота о мирском – как бы не потерять заслуги и почести прежние, таким перечить не стоит, а согласие выразить.
Братья и сестры, каждый вправе решать судьбу свою. Но знайте, в обители своей не допущу, чтобы таинство исповеди наружу выходило. На этот раз чую, псы цепные царя Петра не остановятся перед пролитием кровушки христианской.
Вас же прошу, не противится силе государевой. Вот мои послушники верные из служивых Василий Исецкий, Петр Байгачев да Василий Руднев они средь вас будут, чтоб блюсти непротивление, кто духом падёт – поддержат, а тех, кто присягнет, от поругания и вреда иного уберегут".
Далее Афанасий подробно рассказал, что и как происходило:
– Комендантом гарнизона тогда был православный христианин мелкопоместный дворянин Глебовский. Он, две сотни подчиненных и часть духовенства Успенской церкви, пытаясь отвести беду от большинства людей, которые душой не приняли указ тот и не присягнули ему, бумагу справили с ответом, что, мол, мы такие-то клятву дали на верность царю будущему.
Надеялись, что все пройдет, как и прежде тихо, мирно.
Да только донос в тайную канцелярию Москвы поступил. А потому как целый город выступил против царского указа и Синода, дело не заглохло, бунтом называться стало. А сие на Руси, как известно, шибко кроваво искоренялось и подавлялось со времен древних.
Из Санкт- Петербургского и Московского полков был сформирован отряд, да так чтобы в нём не было родственников, что в Таре находились. А чтобы свирепости и жестокости войску этому придать, выделили в помощь полкам две сотни мусульман – татар конных и артиллерию.
В жаркий июньский день войско солидное, злое, преданное царской воле, под командованием полковника Батасова без сопротивления захватило Тарский гарнизон. По науке военной, крепость та, воспротивься, могла бы год и два оборону успешную вести, да понадеялись на благородство царское.
Неделю расправу жестокую, кровавую чинили воины царёвы над братушками своими же – русскими. Более тысячи, без разбору, принял присягу или нет… четвертовали, садили на кол, рубили головы, сжигали в огне. Дома, как в гарнизоне, так и в округе грабили, жгли.
Страшный суд учинили приспешники Петровы, – никчёмный, безрассудный, жестокий. Начальник гарнизона полковник Немчинов, не желая попасть в руки нечестивцев, в своем доме взрыв устроил, надеясь, смерть достойную найти, да жив остался. Его раненого четвертовали.
Коменданта Глебовского, что присягу принял, на дыбу в Москву отправили. Его полумертвого калеку Екатерина I, став императрицей после смерти Петра I, помиловала.
Петр Бойгачев изловлен был, этапом отправили в Москву для казни всенародной. Да только в пути за деньги золотые, что друзья передали, подкупил стражу, чтобы дали ему нож. Зарезал себя сам, не желая смерть позорную на колу, или виселице принять
(Факт взятки и фамилии всех погубленных указаны в трудах Сибирского отделения РАН).
Пытая Василия Исецкого и Руднего, кожу, зубы, ногти щипцами рвали, заставляли крест на себя налагать щепотью, а не двуперстием. Этим веру древлеправославную на крепость проверяли. Когда убили, убедились истязатели, что есть такая Вера Истинная, что превыше страха людского. Чтобы смерть более лютую устроить, страх вызвать у оставшихся в живых жителей Тары, мучители из книг старых, дониконовских, томов рукописных, утвари приходской разожгли костер огромный, жаркий, куда и бросили отца Сергия вместе с другими мирянами его общины.
(Указ Петра I, о престолонаследии, и указания Священного Синода о нарушении тайны исповеди священством имели место. События в Таре реальные).
Сайт романа "Корни России"
https://ridero.ru/books/korni_rossii/
Все книги на сайте:
http://serebv.at.ua/