Продолжаю серию репортажей о нашей краеведческой экспедиции «Культурными тропами лесной тишины». Из Кологрива мы направляемся в деревню Шаблово, где родился и провёл жизнь замечательный художник Ефим Васильевич Честняков.
Вскоре после выезда из города, асфальтированная дорога заканчивается и, сменившись на грунтовку, уходит в лес. Не смотря на это, она вполне проезжая, по ней осуществляется автобусное сообщение с частью деревень. Впереди нас идёт автомобиль, однако спустя небольшой промежуток времени, сворачивает в сторону какой-то деревеньки. На дороге остаёмся мы одни.
Спустя примерно полчаса, прибыли в Шаблово. Возле музея стоит автомобиль, и это радует – мы здесь не единственные гости. Выйдя из автомобиля, сразу же чувствуется запах травы, а в глаза бросаются колодец «журавль», качели и старый крестьянский дом. Приятная тишина. Ни шума автомобилей, ни самолётов, ни собачьего лая.
Из открытой двери чуть слышно рассказ сотрудника музея. Организатор поездки - Валерий Павлович и водитель Сергей вошли внутрь. Я, пока проводилась экскурсия для ранее прибывших посетителей, по густой траве иду к «журавлю». Как тут не вспомнить песню «На дальней станции сойду, Трава по пояс…».
Всё это я запечатлел также на видео. Завершив съёмку, слышу оклик Валерия Павловича, приглашающего пройти в музей. Заведующая музеем Наталья Завьялова провела интересную экскурсию, подробно рассказала о жизни и творчестве Ефима Честнякова. До приезда сюда, я знал о нём как о талантливом художнике. А теперь знаю как о многостороннем человеке, и расскажу о нём в данной публикации.
Ефим родился 19 декабря 1874г. в простой крестьянской семье, в которой до его появления уже было две дочери. Интересным фактом, является, что его семья носила фамилию Самойловы. Поскольку Ефим был единственным сыном, на него в детстве возлагалась мужская посильная помощь по хозяйству. В те времена, единственных сыновей в многодетных семьях называли честняками. Таким образом, он стал известен как Честняков.
Тяга к живописи у Ефима проявилась ещё в раннем детстве, но художественное образование он начал не сразу. С начала, в 1889г. окончил Кологривское уездное училище, а затем Новинскую учительскую семинарию (в наше время Угличский педагогический колледж). Окончив её, работал учителем в Здемировской сельской школе, а затем преподавал в костромском и углецком (Кинешемский уезд) училищах. При этом продолжал заниматься живописью. Таким образом, судьба свела его с известным художником Ильёй Репиным и Честняков уезжает в Петербург, где становится его учеником в художественной студии княгини Марии Тенишевой. Но в 1901г. студия была расформирована и Ефим переезжает в Казань, где продолжает образование в художественной школе. В некоторых источниках сообщается, что в Казани он непосредственно был знаком с известным оперным исполнителем Фёдором Шаляпиным. А его картины вызывали у певца восхищение, в каждой из них Шаляпин видел «застывшую музыку». Насколько правдив этот факт, я не могу утверждать.
В 1903г. Ефим снова едет в столицу и поступает в Академию художеств, но революция 1905г. вносит свои коррективы и он возвращается в родную деревню. Однако в 1913г. на средства вичугского мецената Сергея Разорёнова, возвращается в Петербург. С этого момента начинается рассвет его творческого многообразия. Он неоднократно принимает участие в картинных выставках, проводимых Репиным, а также пишет сказки, которые публикуются в столичных журналах; а в 1914г. приобретает фотоаппарат.
С началом Первой мировой войны, Честняков по состоянию здоровья был освобождён от воинской обязанности и снова вернулся в Шаблово. Привезя свои работы, безвозмездно показывает их крестьянам. В дальнейшем пишет картины, доступные восприятию простого человека. Здесь кроме живописи, он сначала проявил себя как фотограф, снимая земляков и их повседневную жизнь.
После Революции работал в сельском ДК руководителем художественной и театральной студии. В 1924г. в Кологривском музее состоялась выставка его картин и художественных изделий из глины. А через год, для детей организовал театр. Таким образом, все желающие дети, в т.ч. из близлежащих деревень, могли принять участие в сценках. Всё же большинство детей из других деревень не имели возможности прийти к нему. Таким образом, Ефим сам приходил туда, катя за собой тележку с сундучком, в котором находились костюмы для сценок. На протяжении многих лет, в любую погоду, он ходил по деревням, даря праздник юным, да и взрослым жителям.
В 1928г. Ефим выступил в городском ДК, представив жителям Кологрива свои стихи.
В трудные моменты жизни, жители Шаблово и окружных деревень приходили к нему за советом. Он тонко чувствовал душевное состояние каждого человека. После беседы с ним, люди обретали надежду и знали, как поступить, чтобы благополучно разрешить проблему. Таким образом, Ефим ещё больше заслуживал у них уважения!
Из воспоминаний старожилов до нашего времени дошёл факт, что Ефим мог предвидеть будущее. А некоторые односельчане думали, что он сошёл с ума, разбивая палкой, созданные им фигурки глиняные кукол, а смотревшим на это говорил: «Плачьте горючими слезами!». А вскоре началась Великая Отечественная война. И жители осознали, что он этим хотел сообщить.
А второй факт, мне рассказала коллега, о том, как в послевоенное время, Ефим предвидел судьбу девушки, рассказавшей о желании поскорее выйти замуж за первого понравившегося парня. На это Честняков загадочно ответил: «Твоя жизнь - стол и дети». После этого разговора, девушка осознала, что раннее замужество для неё ни к чему, поступила в Костромской педагогический институт и много лет проработала учителем.
27 июня 1961г. Ефим Честняков скончался в возрасте 86 лет. Его дом оказался в запустении, а множество работ забрали местные жители. На официальном уровне, интерес к творчеству Честнякова, был проявлен только в конце 1960-х. Реставраторам чудом удалось собрать фрагменты картины «Город Всеобщего Благоденствия» и восстановить её.
А сейчас скажу пару слов непосредственно о музее, перед тем как посмотрим, что же интересного в нём хранится. Музей был создан в 2004г. Для него было специально построено небольшое двухэтажное деревянное здание, напоминающее овин – помещение, где сушили снопы перед молотьбой. К сожалению, сам дом Честнякова до нашего времени не сохранился. Под деревьями находящимися перед музеем, установлен большой памятный камень с табличкой, информирующей, что на данном месте находился дом этого талантливого человека.
Осмотр начинается с первого этажа. На входе посетителей «встречает» нарисованная афиша. Войдя внутрь, даже у взрослых людей создаётся впечатление, что попал в сказку. На стенах много ярких картин, на столах множество глиняных фигурок, на потолке цепь цветных флажков и фонарей. А старинная мебель, предметы крестьянского быта, и интересный рассказ Натальи Николаевны - добавляют колоритность.
Поднимаемся на второй этаж. Наталья Николаевна продолжает рассказ о творчестве Честнякова. Здесь также представлены его картины, фотографии, рукописи, предметы быта и работы (кисти, карандаши).
На сегодняшний день большая часть его картин, отсюда перевезена в Кострому, где находится в Романовском музее. Но, не смотря на это, музей Ефима Честнякова произвёл очень приятное впечатление.
Ежегодно в Яблочный Спас, здесь проходит фольклорное мероприятие «Чудесный Яблокъ». А в сторонке от музея, прямо в траве стоит табличка, о создании яблоневого сада.
Перед отъездом в Илешево, прошлись по деревне. Сегодня, в Шаблово проживают около десяти человек. В оградке установлен закладной камень с табличкой, на которой увековечены имена шабловчан, павших на Великой Отечественной войне. А на выезде, находится дом, переделанный в храм. Как удалось узнать позже – это молитвенный дом, также возведённый в память о Ефиме Честнякове.
Хочется сказать, что побывав здесь, ощущаешь душевную теплоту, с которой сотрудники музея и оставшиеся жители, берегут родную деревню. Ещё одно интересное место, куда мы, к сожалению, не попали - родник «Ефимов ключик».
Будем надеяться, что сюда мы ещё вернёмся и обязательно посетим родник. Завершить публикацию хочется стихами Ефима Честнякова:
«Ах, я вижу родной мне лесок,
И слышу серебряный в нем голосок, —
Полный грусти, любви беззаветной...
«Дитя, ты, дитя, — голос хочет сказать. —
Небеса бы хотелось тебе показать...
Голос мой не услышит никто безучастный,
И только лишь слышит то Марко Бессчастный...»
На этом у меня всё!