До последнего времени Азербайджан, несмотря на все политические договоренности с Россией типа Московской Декларации о союзническом взаимодействии от 22 февраля 2022 года, исходя из своих интересов в отношении «карабахского вопроса», начиная с 2014 года твердо и последовательно порицал «аннексию» Крыма и осуждал «сепаратизм» Донбасса. Но стоило ему восстановить в полном объеме юрисдикцию не только де-юре, но и де-факто над всей своей территорией, проведя 19-20 сентября антитеррористическую операцию в Карабахе, собственно, сделав то, за что ратует НАТО и ее союзники в отношении Украины, и ради чего оказывают ей политическую, военно-техническую и финансовую помощь, так сразу официальный Баку в глазах коллективного Запада в одночасье превратился в аналог России, такого же «агрессора» и разрушителя устоявшегося миропорядка, как и она, в отношении которого следует ввести разнообразные санкции по образцу антироссийских. Согласитесь, крайне странная складывается ситуация, когда за одни и те же устремления одну страну (здесь речь идет об Украине) коллективный Запад всячески поощряет и поддерживает, и вто же самое время за те же самый действия (речь идет об Азербайджане) подвергает остракизму и стремится привлечь к ответственности.
Предлагаю разобраться в этой ситуации.
5 октября Европейская комиссия (ЕК), а вслед за ней и Европейский парламент (ЕП) призвали Европейский Союз (ЕС) ввести санкции против Азербайджана по образу антироссийских из-за восстановления им 100-процентной юрисдикции над всей своей международно-признанной территорией. Ранее армянская община штата Калифорния обратилась с аналогичным предложением в Конгресс США. Но между двумя этими инициативами есть одна принципиальная разница: во втором случае она имеет общественный характер и отражает умонастроения части граждан США, а в первом случае представляет собой официальную точку зрения совершенно конкретного бюрократического института абсолютно официального Европейского Союза. То есть европейские чиновники предлагают наказать Азербайджан именно за то, за стремление к чему они всячески поощряют и поддерживают Украину. Прямо-таки шизофрения какая-то наблюдается в подходах к одному и тому вопросу в зависимости от субъекта, дескать, одному – Украине – можно и должно, а второму – Азербайджану – категорически нельзя. Впрочем, говорить о «двойных стандартах» коллективного Запада – языком попусту молоть, а повторять азбучные истины у меня нет нет ни малейшего желания, пусть Мария Захарова этим занимается – у нее работа такая.
Очевидно, что Европейская комиссия решила выступить с указанным заявлением не на пустом месте, а под впечатлением отношения к ней официального Баку. Дело в том, что 5 октября в испанской Гранаде должна была состояться пятисторонняя встреча по Карабаху в формате Азербайджан – Армения – ЕС – Германия - Франция, но накануне МИД Азербайджана распространил заявление, что президент страны Ильхам Алиев от участия в ней отказывается из-за пристрастной проармянской позиции Франции и вообще больше никогда не будет принимать участия в переговорах по ситуации в регионе Южного Кавказа с участием официальных представителей этой страны. После недавнего бесславного ухода из африканского государства Мали Елисейский дворец получил еще одну дипломатическую оплеуху, поэтому не удивительно, что для исправления ситуации обратились к гражданину Франции и председателю ЕС Шарлю Мишелю, который, по их мнению, руководствуясь патриотическими чувствами, должен спасать престиж Пятой республики, используя для этого инструменты Европейского Союза. Получается, что в данном случае тема судьбы карабахских армян – это лишь пустячный повод, чтобы за его счет решать проблему лавинообразного падения престижа Франции на международной арене, а сами они – даже не пешки на шахматной доске, а безликая декорация, на фоне которой разыгрывается эта партия. Армян в очередной раз использовали как статистов и отставили в сторону, пока не понадобятся вновь для чужой шахматной партии.
Уже сейчас совершенно отчетливо понятно, что ни США, ни ЕС не станут вводить консолидированных санкций против Азербайджана. Соединенные Штаты один раз на этом деле уже обожглись, и если в руководстве страны сейчас находятся не окончательно конченные идиоты, то дважды на одни и те же грабли они, надеюсь, наступать не будут, хотя, глядя на Джо Байдена, ничего гарантировать нельзя. Дело в том, что в 1992 году под давлением армянского лобби в американский федеральный закон «Акт в поддержку свободы» (Freedom support act) была введена статья 907, запретившая правительству США оказывать Азербайджану любую технологическую и военно-техническую помощь до тех пор, пока официальный Баку не признает суверенитет карабахских армян. И что же мы видим в итоге? Азербайджан не только не пошел на поводу у США, но и, опираясь на политическое, экономическое и военно-техническое сотрудничество с Россией, Турцией, Белоруссией, Израилем и ЮАР, смог в 2020 году разгромить армию Армении, а в 2023 году - окончательно вернуть себе Карабах. И официальный Вашингтон, несмотря на законодательно определенную обязанность поддерживать карабахских армян, ради них не ударил даже палец о палец за все 30 лет, пока существовала и до сих пор продолжает существовать эта юридическая норма. А это значит, что в реалиях дня сегодняшнего санкции США в отношении Азербайджана, если таковые вдруг и будут объявлены, в чем лично я сильно сомневаюсь, то будут иметь формальный и демонстративный или даже нарочито показушный характер, а без дозволения официального Вашингтона ЕС вряд ли решиться на что-то кардинальное или радикальное. Так что в этом смысле рассчитывать на что-то серьезное армянским политикам и политиканам вряд ли следует, – исторический опыт явно играет против них.
Теперь настало время перейти к ответу на вопрос, который я вынес в заголовок статьи: зачем коллективный Запад толкает Азербайджан в объятья Кремля? При всей своей внешней провокативности, ответ на него дает ключ к пониманию проводимой сейчас США и их союзниками по НАТО политике в регионе Южного Кавказа. Они стремятся чуть ли не силой затолкать Баку в геополитическую орбиту Москвы только с одной целью, – чтобы вывести с ее траектории Ереван, дабы, сыграв на вековом антагонизме армян и азербайджанцев, окончательно разрушить все хорошее в российско-армянских отношениях. Удержать рядом с собой враждебные друг другу Азербайджан и Армению Кремль объективно не сможет, следовательно, чем будет ближе Баку к Москве, тем дальше от нее будет Ереван. При этом Армения сама по себе коллективный Запад никак не интересует, эта страна – лишь расходный материал в более серьезной геополитической комбинации, цель которой – вывести Армению из ОДКБ, посредством этого начав разрушать этот военно-политический блок. Главная цель сил, стоящих за спиной нынешнего армянского политического режима правительства Никола Пашиняна, – выдавить Россию из региона Южного Кавказа, играя на абсолютно всех противоречиях Армении с ее географическими соседями.
Не удивлюсь тому, что страны Запада дадут свое согласие даже на отторжение Азербайджаном Сюникской области Армении, через которую должен пройти Зангезурский коридор, соединяющий материковый Азербайджан с его эксклавом Нахичеванью. Треть территории Армении с населением в 180-200 тысяч человек – это вполне приемлемая для коллективного Запада плата за выход Армении из ОДКБ, вывод с ее территории 102-й военной базы ЮВО ВС РФ, а кто ее получит – какая разница, лишь бы Армения вслед за Украиной стала Анти-Россией № 2. А кто ее в такое состояние ввергнет – Азербайджан, Россия или Турция – для кукловодов Пашиняна особого значения не имеет, равно как и плата – не своими же расплачиваются. И чем хуже будет внутренняя ситуация в этой стране, тем для коллективного Запада будет лучше, – так больше гарантий, что импульсивные по своей натуре армяне восстанут против российского военного присутствия в стране и начнут изнутри разрушать ОДКБ.
Армения уже сегодня стоит на грани жесткого социально-экономического кризиса, вызванного репатриацией в страну 100 тысяч карабахских армян, который по мере приближения зимы и наступления холодов будет только усиливаться. Естественно, во всех бедах многочисленные прозападные НКО и НПО, которыми переполнена эта страна, вину за эту ситуацию будут возлагать не на правительство, а на внешние факторы, и в первую очередь – на Россию. Тем более что сейчас у нас в стране идут массовые проверки армянского бизнеса на предмет его законности – у крупного они уже почти завершились, пришла пора среднего и мелкого, – вследствие чего очень многие армянские миллионеры и некоторые миллиардеры предпочли эмигрировать из страны, выводя финансовые активы. А это значит, что возвращаться назад они не собираются. К тому же ФТС России начала активно ловить контрабанду и контрафакт, завозимые из Армении под видом легальных товаров, без которых армянский бизнес вряд ли будет конкурентоспособным на российском товарном рынке. Словом, решить внутриармянские проблемы за счет российских потребителей сегодня вряд ли получится, и этим, все всякого сомнения, воспользуются в своей пропаганде антироссийские силы внутри Армении.
Если коллективный Запад введет санкции против Азербайджана, как того требует армянское лобби в США и французское лобби бюрократов ЕС, хотя лично я в этом сильно сомневаюсь, – вслед за разговорами никаких практических действий не последует, Азербайджан вынужденно окажется в числе не только политических, но и экономических союзников России, после чего ситуация на мировых рынках энергоресурсов может существенно измениться. Это еще один фактор, который удержит Запад от необдуманных шагов. Но громко покричать об этом, чтобы воздействовать на умонастроения армян, дескать, он всегда на их стороне, лишь бы вы разрушили ОДКБ, – это завсегда. И теперь самим армянам выбирать, как им быть.
Подписывайтесь на канал, если вам понравилась эта статья. Прочитал сам - порекомендуй другому!