Комсомольско - молодёжные лагеря - это бесплатный трудовой лагерь. Дети от 14 лет бесплатно обеспечивались жильём, бесплатно питались и бесплатно работали 4 часа в день.
В школах СССР вообще всячески поощрялся детский труд. Дежурные ежедневно мыли класс, поливали цветы. Мальчики таскали вёдра с водой, поднимали стулья на парты. Девочки возюкали шваброй по полу и опускали стулья. Полоскали тряпки для доски в ледяной воде из-под крана. В дни субботников мыли стены в коридорах и оттирали парты от неприличных надписей. И протирали, стараясь не повредить, нужные и важные: "Таня + Вова" и формулы - шпаргалки по разным предметам. Ни один учитель не посмеет обвинить ученика в списывании, ведь он не виноват, что кто-то, а вовсе не он, понаписал на парте всякого! Кстати, парты каждый год красили масляной краской, а по ней писать было очень легко, не то что на современных ламинированных.
Возле многих школ были приусадебные участки. Сады с кустарниками и деревьями, огород, где выращивались овощи для столовой. Множество клумб вокруг здания школы. За всем этим ухаживали дети под руководством учителей труда и биологии на обязательных для всех летних отработках.
Возле нашей школы находился и сквер, в котором были расставлены гипсовые фигуры пионеров. Совместными усилиями детей фигуры выглядели, как сейчас сказали бы, татуированными. Криво написанные буквы на руках и ногах гипсовых бедолаг рвали душу на части. "Петров - гад", "Сидорова - корова", "Дода, верни ножик!"
Скульптуры белили раз в год, закрашивая все художества, но на следующий день уже можно было увидеть свежую надпись "Наташка - дурa".
После седьмого и восьмого классов школьников принудительно отправляли в комсомольско-молодёжные лагеря. Везли в какой-нибудь совхоз (до сих пор не знаю отличие колхоза от совхоза), размещали в местной школе и отправляли работать на поля.
По состоянию здоровья я не отрабатывала на приусадебном участке. И в комсомольско - молодёжный лагерь после седьмого класса меня не взяли. Я была защищена от этого медицинской справкой.
Отработку всё равно приходилось проходить, но в библиотеке. Я там занималась ремонтом книг. Меня работой не слишком напрягали. Каждый день, починив одну книгу, я подходила к заветному шкафу с навесным замком, в котором хранились книги, выдаваемые самым проверенным ученикам.
А.Дюма, Ж.Верн, Ф.Купер - книги, на которые в городской библиотеке были очереди, здесь я брала свободно. Забиралась в уголок и читала до того времени, когда положено отпускать учеников домой.
Похоже, что мои родители не помнили о той медицинской справке. Дома я полола огород, таскала дрова, поливала грядки, окучивала картошку. Зимой махала лопатой, очищая от снега двор и тротуар перед домом. Одноклассникам, завидующим моей библиотечной деятельности, живущим в квартирах и страдающим от отработки, даже не снилась та куча дел, которой я занималась, живя в частном доме.
В библиотеке сонно билась муха в стекло, я сидела над книжкой, а с улицы раздавался хохот и разговоры одноклассников. Жизнь проходила мимо, в общем, и я не намерена была больше это терпеть.
В восьмом классе я затребовала, чтобы меня взяли в комсомольско - молодёжный лагерь. Мне угрожали справкой и шантажировали тем, чтобы я вступила в комсомол. Я получила разрешение от родителей, от комсомола отвертелась, сказав, что может быть, потом. Они не знали, что я до окончания школы буду позорить класс и школу своей некомсомольской биографией, поэтому дали добро на лагерь.
И вот, сдав четыре экзамена по окончании основной школы, я с остальными одноклассниками, перешедшими в 9 класс, села в автобус и поехала в большое село за 40 км от нашего городка, к своей мечте, в комсомольско-молодежный лагерь.
Окончание здесь: