Найти тему
От Байкала до Амура...

Как машинист экскаватора выкопал бивень мамонта

— Я на выемке копал кювет вдоль откоса. Копаю, копаю и раз — выкопал какой-то корень. Призадумался: «Здесь 16 метров выемки, какой может быть корень?». Вылез из кабины, руками взял, а он тяжеленный. А когда его затронул, то сломал. Получилось два куска. А на сломе, как у дерева, кольца. Взял отщипнул, спичкой прижег. И – бегом к прорабу, тот уже сообщил о находке.

Вот так машинист экскаватора попал в историю. О нем, Валерии Ивановиче Фомине, тогда писала даже «Комсомолка». Было это в районе Ангои, за Северобайкальском.

Валерий Иванович Фомин. Трудяга по жизни. Лучший механизатор МК. При всем этом достаточно скромный человек
Валерий Иванович Фомин. Трудяга по жизни. Лучший механизатор МК. При всем этом достаточно скромный человек

Из молотобойцев – в машинисты экскаватора

Валерий Фомин родился в деревне Деньгино Челябинской области. В 1962 году семья переехала в Киргизию. В семье подрастали три сына-богатыря. Родители трудились в колхозе. Отец был лучшим трактористом. После окончания школы Валера поступил в техучилище, где выучился на фрезеровщика.

— После училища почти не работал — призвали в армию. Служил в Германии. Был командиром танка, а последние полгода исполнял обязанности командира взвода.

После возвращения домой, устроился на завод имени Ленина. В 1975 году поехал в Сибирь, где шла комсомольская стройка.

— Решил сбежать на БАМ, — чуть задумавшись, вспоминает он то далекое время. — Тогда приехал в отпуск старший брат моего одноклассника, который уже работал в Звездном. Он и взял меня с собой. Устроился в Мехколонну №135 треста «Запбамстроймеханизация». Приняли меня молотобойцем.

Там кузнецом был дед из Усть-Кута, а был он под два метра ростом, полжизни сидел, но мастером был отменным. На ВДНХ даже кузнечный инструмент ковал. Кузницы ещё не было, стоял сплошной лес. Делали с ним инструменты, оборудование. А потом он взял и уволился, а я остался за кузнеца. А ему положен молотобоец, дали мне проштрафившегося экскаваторщика. После он меня к себе помощником и переманил.

Окончил курсы машинистов-экскаваторщиков в 1986 году, когда уже работал на японском Kato. Говорит, что отучился только полдня, позвали директора и взяли на полставки мастером.

Сначала Валерий Иванович жил в Звездном, а потом переехал в Бурятию. Уточняет, на верхнюю заимку. Жил там девять лет.

О Валерии Фомине тогда писала даже "Комсомолка"
О Валерии Фомине тогда писала даже "Комсомолка"

Она звалась Татьяной

— Тогда я уже женатым был. Татьяна была поваром в столовой СМП. 22 октября 1976 года сыграли комсомольско-молодежную свадьбу. Нынче уже будет 47 лет, как вместе. У нас дочь и два сына. Внук в речном училище учится, а две внучки еще маленькие.

— Где встретились со своей ненаглядной? — уточняю я.

— Как это бывает обычно. Первый раз увидел – понравилась. А потом пришел к девчонкам в гости, а там она. Это было в 1975 году, когда в Звездный пришел первый поезд. Как поженились, нам в Звездном сразу квартиру дали, по-простому барак в щитовом доме. В Бурятии тоже в таком же жили.

— Во времена БАМа, кроме работы, чем занимались?

— Со спортом всегда дружил. Занимался легкой атлетикой, борьбой. Участвовал в соревнованиях. Артисты, знаменитости приезжали. Писателя Михайло Стельмаха запомнил с молодой женой. «Кровь людская - не водица» - его книга. Её тогда в журнале печатали. Мы много корреспонденции в те годы выписывали.

— Машину получили по чеку?

— Ещё в 1981 году. «Жигули». Пригнал из Улан-Удэ. Сразу же прокатились. Съездили в Читинскую область, Киргизию, на Урал. Тогда каждый год отдыхать выезжали.

— Вы много лет были машинистом экскаватора? Нравилось?

Валерий Иванович даже награжден Орденом Трудовой Славы 3 степени
Валерий Иванович даже награжден Орденом Трудовой Славы 3 степени

На работу, как на праздник

— Конечно. Работа должна быть любимой, иначе жизнь каторгой покажется, — философски рассуждает Валерий Иванович. — Раньше, когда девушку отдавали за нелюбимого, так всегда говорили. — А если на работу идешь с удовольствием, то и жить веселее.

После Витима переехали в Бодайбо, на Сухой Лог дорогу отсыпали. Нашей Мехколонной в то время руководил Михаил Буйнов, отец исполнительного директора ИНК Николая Буйного. Работал у Магомеда Курбайлова, в МК-162. Дружим давно. Молодыми познакомились.

Более 20 лет Валерий Иванович трудился в МК. После БАМа, в 2013 году, устроился в ЗАО «Новые дороги». Год назад решил уже отдохнуть, да и то по состоянию здоровья.

Трудяга по жизни. Лучший механизатор. При этом достаточно скромный человек. В 1990 году, когда трудился в МК-135, получил Орден Трудовой Славы 3 степени. Ещё у него есть памятный знак ЦК ВЛКСМ «За участие в сооружении Байкальско-Амурской магистрали».

Всем ветеранам БАМа Валерий Иванович желает здоровья, оптимизма и долголетия. Ещё – чаще встречаться, вспоминать свою звездную юность, помогать друг другу.

А у вас есть интересная история о БАМе?

Рассказывайте! Не стесняйтесь!