— Я на выемке копал кювет вдоль откоса. Копаю, копаю и раз — выкопал какой-то корень. Призадумался: «Здесь 16 метров выемки, какой может быть корень?». Вылез из кабины, руками взял, а он тяжеленный. А когда его затронул, то сломал. Получилось два куска. А на сломе, как у дерева, кольца. Взял отщипнул, спичкой прижег. И – бегом к прорабу, тот уже сообщил о находке.
Вот так машинист экскаватора попал в историю. О нем, Валерии Ивановиче Фомине, тогда писала даже «Комсомолка». Было это в районе Ангои, за Северобайкальском.
Из молотобойцев – в машинисты экскаватора
Валерий Фомин родился в деревне Деньгино Челябинской области. В 1962 году семья переехала в Киргизию. В семье подрастали три сына-богатыря. Родители трудились в колхозе. Отец был лучшим трактористом. После окончания школы Валера поступил в техучилище, где выучился на фрезеровщика.
— После училища почти не работал — призвали в армию. Служил в Германии. Был командиром танка, а последние полгода исполнял обязанности командира взвода.
После возвращения домой, устроился на завод имени Ленина. В 1975 году поехал в Сибирь, где шла комсомольская стройка.
— Решил сбежать на БАМ, — чуть задумавшись, вспоминает он то далекое время. — Тогда приехал в отпуск старший брат моего одноклассника, который уже работал в Звездном. Он и взял меня с собой. Устроился в Мехколонну №135 треста «Запбамстроймеханизация». Приняли меня молотобойцем.
Там кузнецом был дед из Усть-Кута, а был он под два метра ростом, полжизни сидел, но мастером был отменным. На ВДНХ даже кузнечный инструмент ковал. Кузницы ещё не было, стоял сплошной лес. Делали с ним инструменты, оборудование. А потом он взял и уволился, а я остался за кузнеца. А ему положен молотобоец, дали мне проштрафившегося экскаваторщика. После он меня к себе помощником и переманил.
Окончил курсы машинистов-экскаваторщиков в 1986 году, когда уже работал на японском Kato. Говорит, что отучился только полдня, позвали директора и взяли на полставки мастером.
Сначала Валерий Иванович жил в Звездном, а потом переехал в Бурятию. Уточняет, на верхнюю заимку. Жил там девять лет.
Она звалась Татьяной
— Тогда я уже женатым был. Татьяна была поваром в столовой СМП. 22 октября 1976 года сыграли комсомольско-молодежную свадьбу. Нынче уже будет 47 лет, как вместе. У нас дочь и два сына. Внук в речном училище учится, а две внучки еще маленькие.
— Где встретились со своей ненаглядной? — уточняю я.
— Как это бывает обычно. Первый раз увидел – понравилась. А потом пришел к девчонкам в гости, а там она. Это было в 1975 году, когда в Звездный пришел первый поезд. Как поженились, нам в Звездном сразу квартиру дали, по-простому барак в щитовом доме. В Бурятии тоже в таком же жили.
— Во времена БАМа, кроме работы, чем занимались?
— Со спортом всегда дружил. Занимался легкой атлетикой, борьбой. Участвовал в соревнованиях. Артисты, знаменитости приезжали. Писателя Михайло Стельмаха запомнил с молодой женой. «Кровь людская - не водица» - его книга. Её тогда в журнале печатали. Мы много корреспонденции в те годы выписывали.
— Машину получили по чеку?
— Ещё в 1981 году. «Жигули». Пригнал из Улан-Удэ. Сразу же прокатились. Съездили в Читинскую область, Киргизию, на Урал. Тогда каждый год отдыхать выезжали.
— Вы много лет были машинистом экскаватора? Нравилось?
На работу, как на праздник
— Конечно. Работа должна быть любимой, иначе жизнь каторгой покажется, — философски рассуждает Валерий Иванович. — Раньше, когда девушку отдавали за нелюбимого, так всегда говорили. — А если на работу идешь с удовольствием, то и жить веселее.
После Витима переехали в Бодайбо, на Сухой Лог дорогу отсыпали. Нашей Мехколонной в то время руководил Михаил Буйнов, отец исполнительного директора ИНК Николая Буйного. Работал у Магомеда Курбайлова, в МК-162. Дружим давно. Молодыми познакомились.
Более 20 лет Валерий Иванович трудился в МК. После БАМа, в 2013 году, устроился в ЗАО «Новые дороги». Год назад решил уже отдохнуть, да и то по состоянию здоровья.
Трудяга по жизни. Лучший механизатор. При этом достаточно скромный человек. В 1990 году, когда трудился в МК-135, получил Орден Трудовой Славы 3 степени. Ещё у него есть памятный знак ЦК ВЛКСМ «За участие в сооружении Байкальско-Амурской магистрали».
Всем ветеранам БАМа Валерий Иванович желает здоровья, оптимизма и долголетия. Ещё – чаще встречаться, вспоминать свою звездную юность, помогать друг другу.
А у вас есть интересная история о БАМе?
Рассказывайте! Не стесняйтесь!