Последний пожар случился на днях и вызвал широкий общественный резонанс: кто и зачем систематически вредит объекту культурного наследия?
«Душа болит»
Обгоревшие оконные проемы, покрывшийся копотью фасад, под ногами – со стороны закрывшегося супермаркета, где проходит неизолированная асфальтированная дорога, по которой прогуливаются местные жители с детьми – стекла, видимо, от жаркого огня разлетевшиеся на мелкие осколки. В соседстве с отреставрированным домом с «летающей девочкой» (Депутатская, 11), с которым дома 7 и 8д представляют «Ансамбль жилых домов» – яркий образец монументальной сталинской архитектуры, сочетающей стилистику советского классицизма с элементами неоренессанса, неоклассицизма и конструктивизма – «погорелец» выглядит пустынным, будто завтра его пустят под ковш.
– Душа болит! – восклицает мой собеседник, военный пенсионер Николай Михайлович Б.
Общаемся с ним в сердце «Ансамбля» – в сквере Депутатском, из которого каждый объект наследия виден как на ладони. Сам сквер, по словам местного жителя, тоже благоустраивали, около десяти лет назад, а теперь год от года ухаживают за этим местом: высаживают цветы и кустарники. Дом с «летающей девочкой» тоже сильно преобразился. Николай Михайлович любит здесь бывать, говорит, красиво, к тому же место интересное – с историей. Вот только «погорелец» не вписывается в этот живописный ряд.
– Пожарные сюда зачастили. В третий раз вот были. Полыхало! В доме деревянные перекрытия, если не поторопиться, все сгорит. Ребята молодцы, каждый раз вовремя справлялись с огнем. Почему этот дом не ремонтировали, как тот, ума не дам. Но больше всего меня поражает наглость хулиганов, которые поджоги устраивают. У нас участковый в соседнем доме, а они не боятся! – рассказывает пенсионер.
Поджоги – умышленные?
Сигнал о возгорании в доме на ул. Депутатской, 7 поступил на пульт дежурного в 23.28 в субботу, 30 сентября. На тушение отправили семь единиц спецтехники и 25 спасателей, их усилиями ликвидировать пожар удалось в 23.43. Фотографии с места пожара в историческом доме тут же распространили в соцсетях. Как пояснили в пресс-службе ГУ МЧС по региону, огнем повреждено шесть комнат и коридор на площади 50 кв. м. Обошлось без пострадавших.
Обеспокоенность случившимся тут же выразили в городской администрации. По словам руководителя управления информации мэрии Воронежа Никиты Чеботарева, возгорания в расселенном историческом доме превратились в какую-то систему.
– Это объект муниципальной собственности, имеющий статус объекта культурного наследия (ОКН). Мы, конечно, можем только предполагать, но это, похоже, целенаправленные поджоги. Заявления в правоохранительные органы написаны, – сообщил журналистам Никита Чеботарев.
Он добавил, что эти попытки не приведут к тому, что дом утратит свой исторический статус. После торгов и продажи с ним в любом случае надо будет работать как с ОКН. Проектную документацию для проведения работ по сохранению дома на Депутатской за 3,57 млн руб. разрабатывает сейчас Волгоградское ООО «НПО Волгоградохранкультура», после чего собственник начнет поиск инвестора.
В мэрии добавили, что все меры для того, чтобы избежать новых возгораний, предприняты:
– Расположенные на первом этаже нежилые помещения, все двери (кроме тех, через которые ходят охранники) закрыты. На втором этаже, где ранее располагались жилые комнаты, окна заложены газосиликатными блоками. Организована круглосуточная охрана объекта силами ЧОП. Низ пожарной лестницы расположен на уровне около двух метров над землей. Высота заборов такая же. То есть огораживание здания не приведет к дополнительной защите от проникновения.
О достаточности мер
– Как только дом расселяют, он становится объектом внимания сначала охотников за металлом, которые выносят батареи, оконные рамы и лестницы, а затем или же одновременно – наркоманов, которые разводят костры прямо в здании. Так было, например, с Домом Гарденина, где сначала «подняли» полы и раскурочили стены, а затем там также случилось несколько возгораний. А из разговоров с местными жителями становится понятно, что и как: «Мы слышали «бах» перед пожаром». О том, что в доме на Депутатской орудуют грабители металла, я неоднократно сигнализировала. Версия с умышленным поджогом несостоятельна. Выражаясь простым языком, когда хозяин понимает, что лиса прогрызла в сарае дыру и тырит цыплят, он эту дыру заделывает и следит, чтобы плутовка больше никого не унесла. Так вот, надо все-таки установить ограждение, – считает член регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и общественного совета при областном департаменте архитектуры, краевед Ольга Рудева.
Пожарная лестница в двух метрах от земли может быть той самой точкой входа для охотников за металлом и наркоманов. Сбоку от магазина имеются хозпостройки и вход в подвал, через крыши которых запросто можно оказаться на втором этаже исторического здания через оставшееся без рамы окно.
Сотрудник ЧОП здесь в самом деле дежурит, правда, в разговоре с нами стал это отрицать, мол, тут он по другому поводу, однако все же задал нам вопросы, кто мы и зачем пришли; наблюдал, пока мы бродили по периметру.