Найти тему

Джорджо Моранди. Натюрморт: форма, цвет и композиция

Если видите картину со строем близко поставленных банок, бутылок и ёмкостей, скорей всего это произведение Джорджо Моранди. Не удивлюсь, если вы назовёте его творчество "кухонным" или вообще его банки-склянки не сочтете творчеством.

И правда, что это такое?

Только строй ёмкостей непонятного назначения. Изредка натюрморт в одиноко вазочке. Цветочные натюрморты он обычно дарил друзьям, знакомым, сестрам.

Банки-склянки для своих натюрмортов Джорджо красил, либо покрывал слоем гипса так, что предмет переставал узнаваться. Становился просто формой. Все его натюрморты не что иное как исследование формы.

Исследование формы только кажется скучным или неинтересным. Попробуйте, и вы поймете.

Те, кто учился живописи наверняка вспомнят уроки с разными пирамидками и кубами. Поставит преподаватель композицию - сиди и шурши карандашиком. Исследуй тон, полутон и свет. Рисуй себе форму. Заодно и отношение предметов - композицию. Тоска. Я могу ошибаться, но изучение формы и композиции в живописи есть та самая техническая база, которую больше всего проскочить и скорей приступить к самому интересному. Непосредственно к живописи.

Это ни хорошо ни плохо. Техническая часть нужна, но не обязательна. Есть масса художников без художественного образования. И что? Прекрасно себе рисуют.

Натюрморт. Д.Моранди
Натюрморт. Д.Моранди

Но если вернуться к изучению форм и их взаимодействию, то есть к композиции, то само внимание к этой части может привести пытливого живописца к потрясающим результатам.

Моранди собирал свои натюрморты сам. Искал композиционную гармонию. Подбирал цветовую гамму. Часто в его картинах можно увидеть строй предметов в нейтральном, обезличенном пространстве. Где стол едва намечен.

В некоторых композициях присутствует свет и тень. Это тоже предмет исследования художника. Тени от предметов тоже образуют форму, цветную форму, которая взаимодействует с соседними предметами, фоном.

Натюрморт. Д.Моранди
Натюрморт. Д.Моранди

Гармония в натюрмортах на то и гармония, чтобы соединять гармонично противоположности. Они у Джорджо Моранди есть. Просто в глаза не бросаются. В живописи есть правило не писать предметы в стык краев или в стык края формы и плоскости. Удивительно, но на эту особенность у Моранди не сразу обращаешь внимание. На первый взгляд может показаться такое распределение предметов на картинной плоскости непрофессиональным. И даже нарочитым. Предметы стык в стык друг к другу сообщают динамику и остроту натюрморту, которые компенсируются тонкой цветовой гаммой, упрощением формы.

Само совпадение граней нескольких форм превращает часть из них в фон. Такое решение усложняет картину, делает ее многослойной. Даже в некотором смысле обманкой. Коробочкой в коробочке.

Натюрморт превращается в загадку, где не сразу определишь, что является непосредственно "предметом", а что фоном.

И еще одна мысль-впечатление о натюрмортах Моранди как о некоем внутреннем социальном исследовании. О близости и сплоченности в рамках одного пространства (картинной плоскости). Но есть у него произведения, где предметы в одном пространстве, но отдельно. Между ними есть воздух. Предметы перетекают из одной картины в другую в разных отношениях между собой. Словно художник разыгрывает те или иные шахматные партии с целью увидеть результат. Передает послание через эти маленькие живописные загадки зрителю с вопросом: разгадают замысел или нет.