По большому счёту, это едва ли ни единственный в нашей области человек, который по праву отмечает 28 декабря свой профессиональный праздник – День кино.
Член Союза кинематографистов, директор пензенского филиала СК России, член Ассоциации деятелей кинообразования России, руководитель киноклуба «Олимп» Светлана Александровна Старостина – личность весьма деятельная и творческая, а самое главное – это настоящая энтузиастка кино.
Что интересно, вот уже около десяти последних лет мы с ней обязательно встречаемся в самый разгар лета … в столице, где ежегодно проходит традиционный Московский международный кинофестиваль. Лично для меня, пожалуй, это самый яркий 10-дневный праздник в году, и его ожидаешь всегда с особым нетерпением и надеждой вновь побывать в этом волшебном киномире! А вот для неё – вполне привычная, хотя и очень интересная, работа… Но, увы, всегда желанная и уважаемая в столице, киновед Старостина в родном городе чувствует себя, мягко говоря, не очень востребованной…
– Светлана, грустно тебе быть единственным в области киноведом?
– Я всё чаще прихожу к выводу, что мне действительно не очень повезло с местом проживания. Я очень люблю Пензу. Но вот, скажем, в той же Самаре, откуда я недавно приехала с отчётно-выборного собрания Поволжского отделения Союза кинематографистов России, я бы как раз очень была востребована. На сегодняшний день в этом городе киножизнь развита куда лучше, чем в нашем крае. И это действительно очень грустно.
– А когда и почему, собственно, ты сделала, свой выбор в пользу кино?
– Этот вопрос – почему? – я сама часто себе задаю. Наверное, прежде всего потому, что кино у нас было просто потрясающее в то время, когда я начинала что-то понимать и в жизни, и в искусстве. Причём, российское (тогда ещё советское) кино было одним из лучших в мире!
Как-то мне в руки попался старый номер «Советского экрана». Заинтересовалась. Затем прочитала книгу Михаила Ильича Ромма «Беседы о кинорежиссуре». Казалось бы, зачем мне, 14-летней девушке, была нужна эта книга? Но она оказалась такой интересной! Видимо, из любви к кино родилось желание понять – «как это делается», то есть сам процесс. Было интересно «разломать игрушку» и посмотреть, а что же там внутри.
– Если ты помнишь, Светлана, на одном из прошлых Московских кинофестивалей его почётный гость Ален Делон довольно смело заявил, что с окончанием века закончится и «век кино»… А как считаешь ты и веришь ли в перспективу развития кино в нашей области?
– Я точно знаю – будущее у кино есть и перспективы тоже. Кто-то даже сравнил кино с сорняком, который обязательно везде прорастёт. Кино – такое искусство, без которого люди просто не смогут жить, – оно есть и его никуда не денешь. А вот каким оно будет? Думаю, в принципе таким же; оно будет рассказывать о человеке, его страстях, чувствах, о том «самом главном», чем человек живёт.
– Ты права. Поменяется, наверное, лишь какая-то техническая сторона. Только вот, к сожалению, в Пензе мы почти уже лишены ощущения эффекта присутствия, как в старые добрые времена, когда регулярно ходили в кинотеатры. Наверное, время кинотеатров закончилось?
– Ничего подобного! В той же Самаре в рабочий день на пятичасовом вечернем сеансе зал был практически полон. И что интересно, показывали не какой-то американский супербоевик, а «проходной» российский фильм.
– И сколько стоил билет?
– 30 рублей. Причём, то же самое происходит, например, и в Астрахани, в большинстве других российских городов. А то, что кино нет сегодня в Пензе, – это проблема незаинтересованности в этом самих пензенцев и, конечно же, прежде всего, тех людей, от которых это зависит! Вы можете просто убедиться в этом сами, побывав в той же Самаре. К сожалению, у нас в городе нет такого зала, такой аппаратуры…
– Наверное, этот «кинопроект» себя с лихвой там окупает?
– Безусловно! Директор местного кинопроката когда-то «взяла» кинотеатр с огромными долгами в совершенно развалившемся здании. И окупила его уже за год! И сегодня её предприятие живёт так, как, дай Бог, жить любой коммерческой структуре. Она ежемесячно издаёт великолепные буклеты в шикарном полиграфическом исполнении, приобретает лучшие российские и зарубежные кинофильмы.
– Впечатляющая картина на фоне нашего разваливающегося киновидеопроката…
– Да, в нашем прокате, к сожалению, иная ситуация. Почти два года назад передан кинотеатр «Салют», но его так и не «подняли». Считаю, что проблема сегодня только в одном. Для начала у нас должен быть хотя бы один хороший государственный кинотеатр. И – всё приложится…
– Возможно, именно эта проблема мешает полноценной жизни и недавно созданного, возглавляемого тобой, филиала Союза кинематографистов в Пензе?
– Честно говоря, Союзу сегодня не так уж и важно, есть в Пензе «свой кинотеатр», или нет. У него своих проблем хватает… И есть ряд проблем, которые они решают именно при помощи таких вот представителей в регионах.
Конечно же, СК заинтересован в том, чтобы в России было «больше кино», и они действительно стараются помогать регионам. Но только в том случае, если первый шаг будет сделан местными властями. Когда у нас кто-то скажет: «Да, нам нужен свой большой кинотеатр, и мы даём на это деньги!», – тогда СК может пойти навстречу и такую же сумму денег выделит. Ведь всё должно идти от заинтересованности и сотрудничества.
– Во многом благодаря тебе, в недавнем прошлом пензенцам удалось побывать на творческих встречах с целым рядом известных кинематографистов. Нет ли у тебя определённой ностальгии по тем временам?
– Что касается ностальгии, то я, честно говоря, её особо не испытываю… Да, на первом этапе было очень интересно пообщаться с известными людьми. Например, на том же юбилее Ивана Мозжухина у меня состоялась, пожалуй, самая дорогая и памятная для меня встреча – с Лидией Владимировной Вертинской, вдовой легендарного русского артиста. Она так много и интересно рассказывала тогда о своём муже! И при этом сама она была совершенно потрясающей женщиной. За ней можно было просто записывать!
Кто ещё вспоминается? Владимир Машков и Денис Евстигнеев, Маргарита Терехова и Леонид Куравлёв, Борис Хмельницкий и Виктор Мережко, Инна Макарова и Нина Русланова…
– Но, наверное, особо приятно, когда человек из мира кино оказывается и нашим земляком. Взять того же Бориса Хмельницкого…
– Кстати, я часто встречала его раньше в Москве, и вначале он производил на меня впечатление довольно поверхностного человека. В общении же с ним выяснилось, что это очень глубокий, тонкий и удивительно интересный собеседник и приятный человек. Причём, с консерваторским образованием.
-… и пензенскими корнями.
– Да, но проблема в том, что наши земляки, и не только кинематографисты, достигнув известности, безжалостно вырывают свои корни. И это – как раз к вопросу о том, с чего мы начали беседу.
Ведь у нас в Пензе сегодня нет ни одного профессионального кинооператора. Не создаются кинолетописи края. Наши потомки уже не узнают, чем была примечательна Пензенская область в этот период времени, что доброго сделали люди… Потому что никто этим не занимается. Получается, что и некому, ведь в городе нет профессионалов!
Тот же ВГИК – это замечательная школа, а наши ребята, прошедшие её, работают сегодня где угодно, но только не в Пензе. А ведь среди наших земляков-операторов есть даже победители Каннского кинофестиваля! А всё это потому, что им сегодня здесь делать нечего, они не востребованы. Вот и получается замкнутый круг…
– Светлана, а кого бы ты, как киновед, отметила сегодня как наиболее ярких личностей в мире отечественного кино?
– Взять, например, великолепный фильм, снятый Глебом Панфиловым – «Романовы. Венценосная семья». К сожалению, не видела нового фильма Э.Рязанова «Тихие омуты», но говорят, что он гораздо сильнее того, что он снял в последние годы – «Старые клячи», «Привет, дуралеи!» Неплохой фильм снял недавно и Георгий Данелия – «Фортуна». Или, например, картина Алексея Учителя «Дневник его жены» об Иване Бунине. О ней очень разные мнения, но не принимать её просто нельзя… Чудесную ленту «Лунный папа» снял Бахтиер Худайназаров.
– А как ты, кстати, относишься к нашумевшему фильму «Брат»? Тем более, что в последнее время у нас начала проявляться какая-то «братомания»…
– Эти люди, безусловно, знают, что делать и для кого. Но я к этому фильму отношусь отрицательно. Мне все равно он не нравится. Бесспорно, это чистая коммерция. Но если бы это ещё не призывало к каким-то жестоким вещам…
– Согласен с тобой. Мне кажется, сегодня надо куда чаще показывать наши фильмы прошлых лет с их добрым и гуманным началом, их человечностью и оптимизмом…
– Да, причём и молодежь эти фильмы любит и смотрит с удовольствием. Даже дети понимают, что «Белое солнце пустыни», например, – это классно, часто отдавая предпочтение хорошим российским фильмам, а вовсе не зарубежным, как принято считать. Есть прекрасные новые отечественные ленты, которые обязательно должны смотреть наши дети. Потому что сегодня они растут в обстановке, когда их родину очень часто поливают грязью, в стране и за рубежом говорят всё, что угодно. Им обидно, они хотят жить в нормальной стране, хотят уважать себя и гордиться своей родиной! Сегодня есть такое кино, после которого хочется расправить плечи и сказать: «Да, я живу в России и люблю её, и есть за что!» Но, увы, этого кино они не видят.
– Говоря о дальнейших планах, я думаю, нельзя сегодня не сказать о нашей давней задумке – организации вечера памяти замечательного артиста Андрея Миронова, которому в марте следующего года исполнилось бы 60 лет… Причём, у нас было уже несколько попыток его провести, но, увы, они оказались безуспешными…
– Да, за это время вышло много книг о его творчестве и личной жизни. После смерти его мама Мария Владимировна как-то сдерживала этот поток, поскольку актёр не любил, когда говорили о его личной жизни. А когда Марии Владимировны не стало, тут уж пошла информация из всевозможных источников. И я не знаю, как бы он сам отнёсся к этому.
Что касается вечера, то я думаю, что это вполне реально. Вопрос только в том, найдётся ли такой человек, который возьмётся всё это организовать, найти и пригласить людей, способных оказать в этом финансовую помощь. Хотя ведь и денег-то больших не надо…
В своё время мы с Григорием Гориным уже договорились по поводу его приезда на этот вечер к нам. А до этого я говорила с Марией Владимировной, и она настоятельно просила пригласить именно его. «Кроме самого Горина никто не имеет права говорить об Андрее как о своём друге», – сказала она.
– Увы, сегодня это стало уже невозможным…
– Да, со смертью Горина ситуация осложнилась. А вообще, конечно же, это было бы здорово – организовать в Пензе этот вечер, и надежды ещё остаются…
– Скоро – Новый год! Обычно в последние дни уходящего года телевидение вспоминает о существовании такого интересного киножанра как «рождественская сказка». Как ты к нему относишься?
– Причём, у каждой нации обязательно есть своя киносказка. И мы, кстати, как-то просмотрели целую программу таких картин в нашем киноклубе. Все мы стараемся быть людьми трезвомыслящими, но, тем не менее, в глубине души, вопреки всем нашим трезвым мыслям, верим в чудеса!
– И, наконец, твоё новогоднее пожелание…
– Кто-то очень точно заметил, что нация без кинематографа – это как дом без зеркал. Мне хочется пожелать всем пензенцам, чтобы в новом веке жизнь наша наконец-то наладилась, так, чтобы нам нестерпимо захотелось заглянуть в волшебное зеркало под названием «кино»!
«Новое время в Пензе», №20, 26 декабря 2000 г.
PS. Замечу, что этому интервью уже 23 года. За это время С.А.Старостина в качестве режиссера-документалиста выпустила целый ряд фильмов, преимущественно, о мастерах кино, уроженцах Пензенской области. Сегодня Светлану Александровну пензенцы (и не только) хорошо знают и как Президента Всероссийского кинофестиваля "Мужская роль" имени Ивана Ильича Мозжухина. На днях единственный в мире музей братьев Мозжухиных в административном центре Пензенского района области был торжественно открыт после капитального ремонта. А С.А. Старостина в качестве почетной гостьи в посадке первых фруктовых саженцев возводимого нового парка "Мозжухинский".
- Теперь это стал настоящий серьезный музей, куда не стыдно сегодня пригласить самых больших специалистов по истории кино, не только нашей страны, но и мира, - заметила она. - Даже поверить не могу, что это всё получилось. Он не только обновленный с точки зрения капитального ремонта, но ещё и экспозиций. И сегодня она структурирована, распределена по залам и дает полное представление о творчестве двух великих братьев. Мы сегодня приехали сюда вместе с историком кино Олегом Сиротиным, который привез сюда все сохранившиеся фонограммы с живым голосом Александра Мозжухина, а также фильмы с участием Ивана Мозжухина. Я также привезла в подарок ещё один документальный фильм от столичных кинематографистов, он был снят именно здесь, он об Александре Мозжухине. Его продюсер мне его прислал с целью подарить музею.
Заметим также, что в Пензе были проведены несколько вечеров памяти Андрея Миронова (в том числе при содействии и помощи С.А.Старостиной). В них, в частности, принимали участие и пензенские журналисты (в качестве исполнителей песен из "мироновского" репертуара).
...Вот такое интервью длиной в 23 года.