Найти в Дзене

Ох уж это наречие | РАСКРЫВАЕМ ВСЕ СЕКРЕТЫ НАПИСАНИЯ НАРЕЧИЙ

Оглавление

Правописание наречий, к сожалению, тема для многих учащихся провальная. Почти со всеми своими учениками 10-11 классов учу её заново.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

ВНИМАНИЕ: НЕ ТОРОПИТЕСЬ ПРОЛИСТЫВАТЬ СТРАНИЦУ. ПОЖАЛУЙСТА, ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО ДО КОНЦА. ЗДЕСЬ ЕСТЬ РЕАЛЬНО РАБОТАЮЩИЕ ЛАЙФХАКИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ КАЖДОМУ ШКОЛЬНИКУ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ НАРЕЧИЯ.

Трудность при изучении данной темы заключается в следующем:

😒 1. Большой объём.

Позиций в правиле много, почти из каждой есть исключения.

😒 2. Три условия выбора написания: слитно, раздельно, через дефис.

А это не прибавляет уверенности ученикам.

😒 3. Много наречий нужно запоминать.

Правил для них пока не придумали, а потому отправляются в словарные слова.

😒 4. Размытые формулировки.

Сами условия, сформулированные для написания тех или иных наречий, звучат не совсем ясно, отсюда и проблемы с выбором нужного пункта правила.

😒 5. Выбор написания зависит от смысла слова.

Многие условия написания наречий опираются на смысл слова, что школьникам проверять очень трудно (знание тонкостей лексического значения слов, понимание оттенков значения даётся ученикам тяжело).

😒 6. Неправильно определена часть речи

Правила сформулированы для написания наречий, но очень многие слова ошибочно относят к наречиям, т.е. прежде чем выбрать условие написания, нужно ещё удостовериться, что перед нами наречие, а не существительное с предлогом, например.

7-классники, на мой взгляд, почти не готовы к восприятию данной темы (сложные условия, большой объём, небольшой словарный запас), а потому многие изучают материал с горем пополам. Конечно, к 11 классу почти всё забыто.

Наречия являются обязательной частью задания 14 ЕГЭ вместе с производными предлогами и союзами, написание которых тоже надежды не вселяет. Потому задание 14 ЕГЭ очень трудное.

Попробуем знания по наречиям систематизировать.

Наречие имеет три варианта написания:

✔️ через дефис (самые простые и понятные условия, мало позиций, нет словарных слов),
✔️ раздельно (более - менее понятные условия, много позиций, очень много словарных слов).
✔️ слитно (трудные условия, много позиций, есть словарные слова).

Исходя из той информации, которая была указана выше, и будем действовать: пойдём от наиболее простых условий к более трудным.

Но, прежде чем говорить о самих условиях написания, выведем для себя ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ, на который опирается правописание всех наречий.

🔥 Правописание наречий зависит от той части речи, от которой они образованы.

Первое, что нужно сделать, – это проверить, от какого слова наречие образовалось.

И вот здесь есть небольшая подсказка.

Никакой словообразовательный разбор наречия делать не нужно (все эти разборы и так пугают школьников). Всё, что нужно сделать, это отбросить приставку (он же предлог), которая почти всегда присутствует в каждом таком наречии:

✔️ НАДОЛГО – образовано от наречия ДОЛГО (отбросили приставку НА-)
✔️ ВСЛЕПУЮ – образовано от прилагательного СЛЕПУЮ (отбросили приставку В-)
✔️ В СЕРДЦАХ – образовано от существительного СЕРДЦЕ (отбросили предлог В)
✔️ СГОРЯЧА – образовано от прилагательного ГОРЯЧА (отбросили приставку С-)

Зная часть речи, от которой наречие образовано, мы можем обратиться к тому или иному условия написания.

ЧЕРЕЗ ДЕФИС

Я уже писала выше, что это самая малочисленная и понятная группа наречий. Обычно с этими условиями проблем у школьников нет. И что важно, никаких словарных слов здесь тоже нет. Всё, что пишем через дефис, строго регламентировано правилом.

❤️ 1. местоимение или прилагательное + приставка ПО- и суффиксы -ОМУ, -ЕМУ, -И
👉 мой – по-моему, городской – по-городскому, волчий – по-волчьи
❤️ 2. числительное (КОТОРЫХ?) + приставка В-, ВО-
👉 вторых – во-вторых, пятых – в-пятых
❤️ 3. наречие + приставка КОЕ-
👉 как – кое-как, где – кое-где
❤️ 4. наречие + постфиксы (суффиксы) -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, -ТАКИ
👉 где – где-то, где-либо, где-нибудь
👉 быстро – быстро-таки
❤️ 5. повтор одинаковых, однокоренных, синонимичных слов
👉 едва-едва, как-никак, нежданно-негаданно

СЛИТНО

❤️ 1. слово, которого в русском языке нет + приставка (любая)
👉 доволь – вдоволь, яву – наяву, заперти – взаперти
❤️ 2. наречие + приставка (любая, кроме КОЕ-)
👉 долго – надолго, завтра – послезавтра, больше – побольше
❤️ 3. числительное (СКОЛЬКО?) + приставка В-, НА-
👉 двое – вдвое, надвое
ИСКЛЮЧЕНИЕ: по двое, по трое
❤️ 4. прилагательное (любое) + приставка (любая)
👉 слепую (КАКУЮ?) – вслепую, красна (КАКОВА?) – докрасна
ИСКЛЮЧЕНИЕ: на боковую, на мировую, на попятную
❤️ 5. местоимение + приставка (любая)
👉 все – вовсе, ничью – вничью

Эти позиции в слитном написании понятны, и если школьник правильно определяет часть речи, то с ними проблем быть не должно.

А вот все остальные условия и в слитном, и в раздельном написании для наречий, образованных от СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Существительное в этом плане самая продуктивная часть речи. И именно здесь кроется вся трудность написания наречий. Именно здесь масса словарных слов.

❤️ 6. существительное ВЕРХ, НИЗ, ПЕРЕД, ЗАД, ВЫСЬ, ДАЛЬ, ГЛУБЬ, ШИРЬ, НАЧАЛО, ВЕК, БОК, КОНЕЦ +приставка (любая)
👉 даль – вдаль, зад – назад, ширь – вширь

ЗАПОМНИТЬ:

✔️ если при них НЕТ зависимых слов, это наречия – СЛИТНО
✔️ если при них ЕСТЬ зависимые слова, это не наречия – РАЗДЕЛЬНО
👉 смотрю вдаль (наречие)
смотрю в даль туманную - в даль КАКУЮ? туманную (не наречие)
👉 заглянули вглубь (наречие)
заглянули в глубь океана - в глубь ЧЕГО? океана (не наречие)

❤️ 7. существительное + приставка (любая), если подстановка определения приводит к нарушению смысла
👉 платье впору (подходит по размеру) – платье в летнюю пору (платье для летней носки) – подстановка прилагательного ЛЕТНИЙ привела к нарушению смысла. Это говорит о том, что ВПОРУ наречие и пишется слитно.

ЗАПОМНИТЬ:

И в 6 пункте, и в 7 пункте речь идёт об одном и том же: слова являются наречиями и пишутся слитно, если нельзя подставить прилагательное.
Но разница тоже есть.
👍 В 7 пункте определения берём из головы, подставляем любое прилагательное, подходящее по смыслу, и проверяем значение.
👍 В 6 пункте определения должны быть в конкретном предложении, их нельзя придумывать от себя.

РАЗДЕЛЬНО

❤️ 1. существительное, прилагательное на гласную + предлог В
👉 упор – в упор, обрез – в обрез, открытую – в открытую
❤️ 2. существительное + предлоги БЕЗ, ДО, НА, С, ПОД, В
👉 ощупь – на ощупь, усталь – без устали, отказ – до отказа, шумок – под шумок, ход – с ходу, придача – в придачу
❤️ 3. существительное + предлог (любой), если существует вариативность одного и того же наречия
👉 на цыпочки – на цыпочках, на корточки – на корточках, на память – по памяти
❤️ 4. существительное в переносном значении + предлог (любой)
👉 сердце (орган) – крикнуть в сердцах (погорячиться)
👉 рука (конечность) – это ему на руку (выгодно)
❤️ 5. существительное +предлог +существительное
👉 бок о бок, с глазу на глаз
❤️ 6. существительное в Им. падеже +существительное в Тв. падеже
👉 честь честью, чудак чудаком, дело делом

Отдельно хочу сказать, что сложность применения данных пунктов может заключаться в том, что некоторые существительные, от которых образуются наречия, кажутся школьникам отсутствующими в современном русском языке, и они пишут наречие слитно, что является ошибкой (ощупь – на ощупь, усталь – без устали, всеоружие – во всеоружии и т.д.)

Потому правило правилом, но некоторые наречия лучше запомнить.

Подписывайтесь на мой Телеграм-канал 👉https://t.me/savcenko_russ_na_vse_sto

Здесь ещё больше работающих лайфхаков по орфографии и пунктуации, интересных фактов о языке, советов и рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР.

Если остались какие-то вопросы или вы желаете получить личное сопровождение профессионального репетитора при изучении или повторении данной и иных тем, записывайтесь на бесплатную консультацию, где мы точно определим уровень знаний вашего ребёнка, выявим имеющиеся пробелы и составим чёткий план по их устранению для качественной сдачи выпускного экзамена (ОГЭ, ЕГЭ, ЦЭ) или написания ВПР.

Хотите сами записаться на занятия или записать своего ребёнка?
ТОГДА ВАМ СЮДА: ✔️@savcenko_russEGE (стучитесь в ТЕЛЕГРАМ, не откладывая на потом, чтобы гарантировать ОТЛИЧНЫЙ результат на любом экзамене).

Подписывайтесь на канал, чтобы узнать как можно больше реально работающих лайфхаков для написания любой экзаменационной работы на отлично! Спасибо за лайки! Всё это поддержит канал, который только начинает свой путь!