Для травмированных мам и их детей.
Мамам, постоянно чувствующими личную боль внутри.
Люди с травмой не могут испытывать сильных чувств, так как такие чувства могут соединить с их травмами, а это возможно будет очень опасно, настолько, что можно впасть в переживания этих травм, которых приведут к психическим разрушениям.
Соответственно, необходимо либо устраняться от подобных чувств и своих, и чужих, или их максимально уменьшать.
Однако, когда у травмированной женщины появится ребенок, то избежать чувств не получается. Младенцы не способны скрыть свои чувства и настроения и сопровождают их двигательными проявлениями и вполне явно- эмоциональными.
Если младенцу так и не дадут того, что ему необходимо или требовалось, то вначале ребенок станет горевать- это выразится в плаче, а затем ему придется "отложить" свою потребность и будет терпеть, и ждать.
Вообще психологическое состояние- фрустрация (лат.frustratio- неудача, обман), которое возникло в условиях неудовлетворенности, при попытке что-то получить и не получив желаемое- отказаться, погоревать и продолжать жить, важнейшее состояние для здоровья человеческой психики.
«Работа» горя - является работой, которая сможет помочь перенести какую-либо утрату и продолжать жить.
Именно, пережить утрату, а не заменить утраченное чем-либо(кем-либо) другим.
Ребенок же, не может пережить нехватку чего-то очень значительного, он подсознательно переносит свою потребность на какой-то срок.
Часто и взрослые люди сталкиваются с тем, что не имеют права на что-либо или по каким-то обстоятельствам откладывают, даже когда получают шанс, не пользуются возможностью.
К примеру, если малышу не дают любви (реально любви, а не фактической заботы) мамы, то он потребует-попросит и дальше… будет горевать. Конечно, в младенчестве пережить сильное горе невозможно, и малыш отложит «работу горя» до «лучших времен». Такой ребенок выглядит безжизненным и его диагностируют как депрессивного. Такая депрессия у ребенка (анаклитическая) является депрессией потери.
(Анаклитическая депрессия- проявляется у детей, в отсутствии матери или домашнего окружения длительное время. В острых периодах ребенок плачет, не поддается утешению, не на что не реагируют.)
Но какая же возможна работа, чтобы пережить то, что мать не такая, как хотелось бы ребенку?
Не нужно искать заменитель матери, не стараться получать любовь у других людей, а когда не получиться этого, то не добиваться одобрения или принятия.
Желательно жить веря в любовь и принятие, но мать просто не все может. Меня любят, меня нужно любить и можно.
Это возможно, когда мама не в силах дать что-то малышу, но желает понять его сильные чувства и поучаствовать переживании ребенка.
Например, малышу больно и мать не в состоянии изменить произошедшую ситуацию (упал ребенок). Что можно сделать для ребенка?
Мама может проявить устойчивость к боли малыша и дать понять ребенку, что боль закончится, при этом не нести малышу ощущений, что он чувствует страдания, ощущает себя несчастной жертвой. Потому что, не научив ребенка этому, он станет переживать боль и бедным страдальцем не будет.
Теперь ребенок будет понимать, то что с ним произошло не смертельно, что он любим мамой.
Когда же у мамы есть своя травма, то она живет со своей постоянной внутренней болью. Её ресурсов, может быть, хватает лишь на то, чтобы её только носить в себе. Когда рядом с ней страдает кто-то еще- её ресурсов уже не хватает на то, чтобы выдержать двух страдающих, себя и дитя.
В таком случае мать отвергает малыша, прерывает контакты с ним, так уходя от своих чувств, прерывая связь с личной внутренней болью, или уходит в свои страдания, попадая в свои травмы и снова эмоциональная связь с малышом также прерывается.
Мать становится просто функционалом, без эмоций, и малыш это чувствует. Мать очень старается удерживать себя от погружения в зияющую травму….но переживать какое- либо чувство у нее не получается, как мы понимаем, и страдания малыша для неё- острый клинок.
Мать старается заменить отсутствие эмоций на другие, более доступные- опеку, заботу, и прочее.
Или в зависимости от травмы матери, она станет негодовать, злиться, наказывать малыша за его чувства, обесценивать их, сопровождая словами, что у ребенка и так есть все, что нужно. Таким образом запрещая переживать горе и боль.
Понемногу малыш верит в то, что он неправильно чувствует и этим делает плохо маме.
Ребенок остается в одиночестве со своей болью и отчаяньем, а также с виной за то, что он совершил что-то с мамой и она теперь сама стала жертвой из-за ребенка.
Чтобы не потерять маму, малыш отказывается от своих чувств и каким-либо путем научается их не испытывать.
Например, при помощи обесцениваний, игнорирований, вытеснений, подавлений и прочих защит.
Этим защитам малыш тоже научается у мамы. Как правило, в случае подавлений возникают депрессии (те самые анаклитические), если идет вытеснение, то появляются фобии и страхи, в случае обесцениваний вырастает нарциссический образ. Либо, все это переплетено.
Малыш, вырастая, начнет искать кто он? Будет чувствовать смутно, что-то с ним не так, что-то не хватает….
Но что бы найти себя, человеку необходимо разрешить себе переживать свои отчаяния, горести, другие чувства. Ему нужно пережить старую боль и горе, которые он когда-то запретил себе.
Тогда цель давнего запрета была чтобы не утратить, а сейчас нужно разрешить, чтобы найти…..
Использованы материалы https://psychologyjournal.ru/
Запись на мою консультацию по номеру 8910 648 48 82.
Есть Wh, Tel.
Берегите себя.
Автор: Курганова Ирина Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru